22:39 12-12-2025
07:36 12-12-2025
Евангелие дня
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
( 2 Тим.,I:1-2,8-18 )
1.1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
1.2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
1.8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
1.9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
1.10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
1.11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
1.12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
1.13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
1.14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
1.15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
1.16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
1.17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
1.18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
От Луки святое благовествование
( Лк.,XX:19-26 )
20.19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.
20.20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.
20.21 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;
20.22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
20.23 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
20.24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
20.25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
20.26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
Свт. Феофан Затворник
Мысли на каждый день года
(Тит. 1, 15–2, 10; Лк. 20, 19–26). “Кесарево — кесарю, а Божие — Богу”; всякому, значит, свое. В наше время вместо “кесарево” поставить надо “житейское”, и сказать: житейское своим чередом, а Божеское — своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, — в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том, что Божие — не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения, противные вере находят доступ в общество, и что общество склоняется к повальному безверию?
07:31 11-12-2025
Евангелие дня
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
( 1 Тим.,VI:17-21 )
6.17 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения;
6.18 чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,
6.19 собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.
6.20 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,
6.21 которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.
От Луки святое благовествование
( Лк.,XX:9-18 )
20.9 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;
20.10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
20.11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.
20.12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.
20.13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.
20.14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.
20.15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?
20.16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!
20.17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
20.18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
Свт. Феофан Затворник
Мысли на каждый день года
Тит. 1, 5–2, 1; Лк. 20, 9–18). Притча о винограднике изображает ветхозаветную церковь; делатели — это тогдашняя ее иерархия. А так как она не соответствовала своему назначению, то совершился приговор над нею: взять у ней виноградник и отдать другим. Эти другие были сначала св. апостолы, потом их преемники — архиереи со всем священством. Виноградник Божий — один от начала мира, и назначение делателей его одно было, есть и будет до скончания века — приносить Господину винограда плод — спасенные души. Это задача христианской иерархии, следовательно, и нашей. В какой мере исполняется она — все мы видим. Что же сказать на это? Во многом — слава Богу! — но во многом–многом нельзя не пожелать лучшего. Это особенно касается проповеди слова Божия. Где-то слышится проповедь; а между тем, это единственный садовый нож в руках делателей винограда Божия. Как бы и над нами не исполнилось: “придет господин виноградника и погубит виноградарей тех и отдаст виноградник другим”. Но как бы сами не ворвались эти иные и не погубили не только делателей, но и самый виноград…
08:28 10-12-2025
Евангелие дня
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
( 1 Тим.,V:22-VI:11 )
5.22 Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
5.23 Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.
5.24 Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.
5.25 Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.
6.1 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.
6.2 Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.
6.3 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,
6.4 тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.
6.5 Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.
6.6 Великое приобретение — быть благочестивым и довольным.
6.7 Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.
6.8 Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
6.9 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;
6.10 ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
6.11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
От Луки святое благовествование
( Лк.,XX:1-8 )
20.1 В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами,
20.2 и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?
20.3 Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:
20.4 крещение Иоанново с небес было, или от человеков?
20.5 Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?
20.6 а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.
20.7 И отвечали: не знаем откуда.
20.8 Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
Свт. Феофан Затворник
Мысли на каждый день года
2 Тим. 4, 9–22; Лк. 20, 1–8). Священники, книжники и старцы не веровали в Господа. Дабы возвести их к вере, Он предложил им вопрос: “крещение Иоанново с небес было или от человеков?” Рассудите об этом беспристрастно, и рассуждение ваше приведет вас к вере. Что сказано о явлении Иоанна, то можно сказать о всяком событии, сопровождавшем пришествие Господа во плоти, и о самом пришествии, со всеми его соприкосновенностями. Рассуди всякий о всем этом, — вывод будет один: “воистину Он был Сын Божий.” Могут приходить разные мысли, рождаться недоумения, встречаться будто несообразности, но в конце всех исследований выйдет одно всестороннее убеждение, что нельзя иначе думать, как так, как изображено в Евангелиях и апостольских писаниях. “Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти”, оставаясь тайною сама в себе, будет ясна для ума по нравственной необходимости, какую наложит на него собственное его исследование, исповедать так, а не иначе. Неверы или совсем не исследывают всего как должно, или исследывают поверхностно, чужим умом, или принимают несчастное настроение, противоположное требованиям веры и, чтоб оправдать свое неверие, довольствуются самою малостью для отрицания веры. И верующих колеблют речи неверов по той причине, что верующие, довольствуясь простою верою, не разъясняют для себя оснований веры. Речи те застают их врасплох, оттого они и колеблются
06:44 09-12-2025
Евангелие дня
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
( 1 Тим.,V:11-21 )
5.11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.
5.12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;
5.13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
5.14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;
5.15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
5.16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
5.17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
5.18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
5.19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
5.20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
5.21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
От Луки святое благовествование
( Лк.,XIX:45-48 )
19.45 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,
19.46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.
19.47 И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
19.48 и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.
Свт. Феофан Затворник
Мысли на каждый день года
(2 Тим. 3, 16–4, 4; Лк. 19, 45–48). “Дом Мой есть дом молитвы.” И точно, только войди в храм, и уж позывает тебя на молитву. Все тут так расположено и так делается, чтоб располагать и споспешествовать молитве. Потому, если хочешь возгреть молитву в сердце своем, ходи чаще в храм Божий. Дома так не помолишься, как в храме. Есть такие, которые и дома тепло молятся, но если дома так, то насколько выше того в храме? Но бывая в храме, не телом только бывай в нем, а более духом. Стань, где потише, и зря умом Господа пред собою, изливай пред Ним душу свою. Мечтания разгоняй, забот не допускай, и одному делу внимай — делу молитвы. Поднимай тяжелую душу горе, и дебелость ее разбивай созерцанием вещей Божественных. Если есть что за тобою, сними с себя покаянием и обетом исправления. Если совесть не сыта, подбавь дел самоотвержения и любви. Стоя в храме, заготовляйся и на все время, как будешь вне храма, не отступать от Господа мыслью, а всегда видеть Его пред собою, чтоб не подвиглись стопы твои с правого пути на неправый. От этого, когда придешь в храм, тебе легче будет держать себя в нем, как должно. А от достодолжного пребывания в храме, опять легче будет тебе удержать внимание пред Господом, когда будешь вне храма… И так пойдет все выше и выше расти твое пребывание в Господе, а больше этого чего еще желать?
07:37 08-12-2025
Евангелие дня
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
( 1 Тим.,V:1-10 )
5.1 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев;
5.2 стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.
5.3 Вдовиц почитай, истинных вдовиц.
5.4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.
5.5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь;
5.6 а сластолюбивая заживо умерла.
5.7 И сие внушай им, чтобы были беспорочны.
5.8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
5.9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,
5.10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.
От Луки святое благовествование
( Лк.,XIX:37-44 )
19.37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
19.38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!
19.39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
19.40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.
19.41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем
19.42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,
19.43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
19.44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.
Свт. Феофан Затворник
Мысли на каждый день года
(2 Тим. 2, 20–26; Лк. 19, 37–44). Народ взывает: “Осанна!”, — а Господь плачет. Не совершается ли нечто подобное и при наших торжествах церковных? Тогда видимость была торжественна; но Господь смотрел на то, что было в душах невидимо, и видел его достойным плача. И у нас видимость на праздниках всегда празднественна; но таково ли бывает внутреннее всех настроение? Иной не понимает совсем силы и значения праздников; иной чутьем темно ощущает нечто, а ясно ничего не видит; и разве кто-кто и видит и чувствует, и располагается достойно празднеству. Жертв праздники наши берут много; но сколько из них отделяется Господу и братиям? Или ничего, или самая незначительная малость; все почти берет чрево и суетность. От Господа укрыться это не может, и не дивно если Он, говоря по–человечески, плачет, когда мы издаем торжественные возгласы.. Таковы-то искупленные, оправданные, всыновленные!.. Дали обет, приняли обязательство — духом ходить и похотей плотских не совершать, а тут у них что идет? Сыны Царствия хуже последних рабов!…
07:34 08-12-2025
Евангелие дня
09:39 07-12-2025
Евангелие дня
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
( Еф.,V:8-19 )
5.8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
5.9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
5.10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
5.11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
5.12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
5.13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
5.14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
5.15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
5.16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
5.17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
5.18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
5.19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
От Луки святое благовествование
( Лк.,XIII:10-17 )
13.10 В одной из синагог учил Он в субботу.
13.11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
13.12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
13.13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
13.14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.
13.15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
13.16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
13.17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
06:40 06-12-2025
Доброе утро.
Евангелие дня
Послание к Галатам святого апостола Павла
( Гал.,III:8-12 )
3.8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
3.9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
3.10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
3.11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
3.12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
От Луки святое благовествование
( Лк.,X:19-21 )
10.19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
10.20 однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
10.21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
Свт. Феофан Затворник
Мысли на каждый день года
Гал. 5, 22–6, 2; Лк. 10, 19–21). “Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение”. Вот суд над человеческой мудростию и разумностью. И он видимо исполняется. Откровение теперь пред глазами в Божеских писаниях, и разумники читают его, но не понимают. Дивиться надобно: писано просто, а им все представляется там не так, как написано; словно ослепило их. Младенцы видят и понимают; а для них открытое сокрыто. Такой порядок угодно было учредить Отцу Небесному; стало быть, и нечего спорить. Если бы совсем не было открыто существенно нужное, ну тогда разумники могли бы еще возражать; а то открыто — приходи и бери, затем открыто, чтоб ты брал: стань только младенцем. “Как — я?… Ни за что!” Ну, как хочешь; и оставайся себе премудрым и разумным, ничего, однако же, существенно нужного не понимающим и не вмещающим в своей голове, блуждающим среди призраков и иллюзий, порождаемых твоим умничанием и держащих тебя в полном ослеплении, по которому ты думаешь, что ты зрячий, а ты слеп, “мжай”, т. е. кое что видишь, как сквозь густую мглу. Но это не указывает тебе настоящей дороги и не ведет к цели, а только держит в неисходном кругу самопрельщения. Избави нас, Господи, от такого страшного состояния
07:42 04-12-2025
Евангелие дня
Послание к Евреям святого апостола Павла
( Евр.,IX:1-7 )
9.1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
9.2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое».
9.3 За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых»,
9.4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
9.5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
9.6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
9.7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
От Луки святое благовествование
( Лк.,X:38-42;XI:27-28 )
10.38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
10.39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
10.40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
10.41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
10.42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
11.27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
11.28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
(Еф. 6, 10–17; Лк. 13, 10–17). В праздник Введения во храм Пресвятыя Богородицы начинают петь: “Христос рождается”, приготовляя верующих к достойному сретению праздника Рождества Христова. Поняв это внушение и действуй по нему. Углубись в таинство воплощения Единородного Сына Божия, взойди до начала его в предвечном совете Божием о бытии мира и человека в нем, усмотри отражение его в сотворении человека, радостно встреть первое о нем благовестие тотчас по падении, проследи разумно постепенное его раскрытие в пророчествах и прообразах ветхозаветных; уясни, кто и как приготовился к принятию воплощенного Бога, под влиянием Божественных воспитательных учреждений и действий, среди Израиля, — перейди, если хочешь, за пределы народа Божия, и там собери лучи света Божия, во тьме светящегося, — и сообрази, насколько избранные от всех народов дошли до предчувствия необыкновенного проявления Божеского смотрения о людях. Это будет мысленное приготовление. Но тут пост: соберись же поговеть, исповедуйся и причастись св. Христовых Таин: это будет приготовление деятельное и жизненное. Если, вследствие всего этого, даст тебе Господь ощутить силу пришествия Своего во плоти — то, когда придет праздник, ты будешь праздновать его не из-за чуждой тебе радости, а из-за своей кровной.
07:54 03-12-2025
Евангелие дня
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
( 1 Тим.,I:18-20;II:8-15 )
1.18 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,
1.19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;
1.20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
2.8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;
2.9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,
2.10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
2.11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
2.12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
2.13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;
2.14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;
2.15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.
От Луки святое благовествование
( Лк.,XVIII:15-17,26-30 )
18.15 Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.
18.16 Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
18.17 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
18.26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
18.27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
18.28 Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
18.29 Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,
18.30 и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.
Свт. Феофан Затворник
Мысли на каждый день года
1 Тим. 5, 22–6, 11; Лк. 18, 15–17. 26–30). “Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него”. Как же это принимать — как дитя? А вот как: в простоте, полным сердцем, без раздумываний. Рассудочный анализ неприложим в области веры. Он может иметь место только в преддверии ее. Как анатом все тело разлагает до подробности, а жизни не видит, так и рассудок — сколько ни рассуждает, силы веры не постигает. Вера сама дает созерцания, которые в целом представляют веру, всецело удовлетворяющею всем потребностям естества нашего, и обязуют сознание,
совесть сердце принять веру. Они и принимают, и приняв, не хотят уже отстать от нее. Тут происходит тоже, что с вкусившим приятной и здоровой пищи. Вкусив однажды, он знает, что она пригодна, и принимает ее в ряд питающих его веществ. Химия ни прежде ни после не помощница ему в этом убеждении. Убеждение его основано на личном опыте, непосредственно. Так и верующий знает истинность веры непосредственно. Сама вера вселяет в нем непоколебимое убеждение, что она вера. Как же после того вера будет верою разумною? В том и разумность веры, чтоб непосредственно знать, что она вера. Рассудок только портит дело, охлаждая веру и ослабляя жизнь по вере, а главное, кичит и отгоняет благодать Божию — зло в христианстве первой важности.
08:02 02-12-2025
Евангелие дня
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
( 1 Тим.,I:8-14 )
1.8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
1.9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
1.10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,
1.11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
1.12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
1.13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;
1.14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.
От Луки святое благовествование
( Лк.,XVII:26-37 )
17.26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:
17.27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
17.28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
17.29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;
17.30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.
17.31 В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.
17.32 Вспоминайте жену Лотову.
17.33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.
17.34 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится;
17.35 две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится;
17.36 двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.
17.37 На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.
Свт. Феофан Затворник
Мысли на каждый день года
(1 Тим. 5, 11–21; Лк. 17, 26–37). “Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее”. Нужно понимать так: сберегать душу свою значит жалеть себя; а губить душу — не жалеть себя; надобно только подразумевать: на пути заповедей Господних или в работании Господу. И выйдет так: кто работает Господу в исполнении Его заповедей, не жалея себя, тот спасается; а кто жалеет себя, тот погибает. Стань жалеть себя, непременно уж окажешься нарушителем заповедей, и, следовательно, рабом неключимым; а неключимому рабу какой приговор? “Негоднаго раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов”. Потрудитесь наблюсти за собою хоть в продолжении одного дня и увидите, что саможаление кривит все дела наши и отбивает охоту делать их. Без труда и напряжения ничего не сделаешь; а понудить себя жаль, — вот и остановка. Есть дела, которые хочешь не хочешь, надо делать. Такие дела делаются неопустительно, хоть и трудновато. Но тут саможаление побеждается саможалением. Не станешь делать — есть будет нечего. А так как дела заповедей не такого рода, то при саможалении они всегда опускаются. И на худые дела поблажка тоже делается из саможаления. Жаль отказать себе в том, чего захотелось — желание и исполняется; а оно или прямо грешно, или ведет ко греху. Так жалеющий себя всегда — что должно, того не делает, а что не должно, в том себе поблажает, и выходит никуда негожим. Какое же тут спасение?
07:43 01-12-2025
Евангелие дня
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
( 1 Тим.,I:1-7 )
1.1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,
1.2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
1.3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному
1.4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
1.5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
1.6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
1.7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.
От Луки святое благовествование
( Лк.,XVII:20-25 )
17.20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,
17.21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.
17.22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;
17.23 и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь,
17.24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.
17.25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.
Свт. Феофан Затворник
Мысли на каждый день года
1 Тим. 5, 1–10; Лк. 17, 20–25). Сказав, что Сын Человеческий явится в день свой, как молния, мгновенно освещающая всю поднебесную, Господь прибавил: “Прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим”. По связи речи видно, что это “надлежит пострадать” должно предшествовать явлению Господа во славе. Следовательно, все время до того дня — время страданий Господа. В Своем лице Он пострадал в одно известное время; после же того, страдания Его продолжаются в лице верующих, — страдания рождения верующих, их воспитание в духе и охранения от вражеских действий, внутренних и внешних; ибо союз у Господа с своими не мысленный только и нравственный, а живой, ради которого все касающееся их воспринимается и Им, как главою. Исходя из этой мысли, нельзя не видеть, что Господь точно много страдает. Самые чувствительные скорби — это падения верующих; еще более чувствительны для Него отпадения от веры. Но это — заключительные уязвления; постоянные же стрелы — скорби и соблазны и колебания веры неверием. Речи и писания, дышащие неверием, — разженные стрелы лукавого. В нынешнее время много кузниц завел лукавый для кования таких стрел. Сердца верующих болят, бывая поражаемы ими и видя поражения других; с ними и Господь болит. Но явится день славы Господа — тогда откроются тайная тьмы, и страдавшие возрадуются с Господом. До того же времени надо терпеть и молиться.
07:40 30-11-2025
Евангелие дня
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
( Еф.,IV:1-6 )
4.1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
4.2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
4.3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
4.4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
4.5 один Господь, одна вера, одно крещение,
4.6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
От Луки святое благовествование
( Лк.,XII:16-21 )
12.16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
12.17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
12.18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
12.19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
12.20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
12.21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Свт. Феофан Затворник
Мысли на каждый день года
Еф. 5, 9–19; Лк. 12, 16–21). Сказав притчу о разбогатевшем, который собирался только есть, пить и веселиться, и за то поражен был смертию, не дожив до предположенных утех, Господь заключил: “Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет”. “Так”, то есть, таковы бывают, или такая участь постигает и тех и других. Богатеющие с богозабвением только и думают о плотских утехах. Желающие избежать этой горькой участи пусть“собирают не себе, а богатеют только в Бога”. А так как богатство от Бога, то, когда оно течет, и посвящай его Богу, и выйдет святое богатство. Все избытки разделяй с нуждающимся: это будет то же, что данное Богом возвращать Богу. Кто бедному дает, Богу дает. Истощая как будто богатство, таковой истинно богатеет, богатясь добрыми делами, — богатеет ради Бога, в видах угождения Ему, богатеет Богом, привлекая Его благоволение, богатеет от Бога, Который верного вмале поставляет над многими; богатеет в Бога, а не себе, ибо не считает себя хозяином, а только приставником и расходчиком, вся забота которого состоит в том, чтобы удовлетворить всех приходящих к нему с нуждою, а что-либо особенно истратить на себя боится, считая это неправым употреблением вверенного ему достояния.
07:20 29-11-2025
очами Божиими. Главное то беда, что обращение таковых бывает также трудно, как и тех, которые ожестели в грехах открытых, если еще не труднее… А думается, что все ничего.
07:20 29-11-2025
Ольга Мах:
Евангелие дня
Послание к Галатам святого апостола Павла
( Гал.,I:3-10 )
1.3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
1.4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;
1.5 Ему слава во веки веков. Аминь.
1.6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
1.7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
1.8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
1.9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
1.10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
От Луки святое благовествование
( Лк.,IX:57-62 )
9.57 Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
9.58 Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
9.59 А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
9.60 Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
9.61 Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.
9.62 Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
Свт. Феофан Затворник
Мысли на каждый день года
Гал. 3, 8–12; Лк. 9, 57–62). “Никто возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.” То есть кто думает спасаться, а между тем оглядывается и на то, что должно бросить для спасения, тот не спасается, не идет, не направляется в Царствие Божие. Надобно уже окончательно порешить со всем тем, что несовместно с делом спасения. Задумавшие спасаться и сами это видят, но расставанье с некоторыми привязанностями отлагают все до завтра. Вдруг порвать все — представляется слишком большой жертвой. Хотят отрешаться исподволь, чтоб и другим не бросалось Гал. 3, 8–12; Лк. 9, 57–62). “Никто возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.” То есть кто думает спасаться, а между тем оглядывается и на то, что должно бросить для спасения, тот не спасается, не идет, не направляется в Царствие Божие. Надобно уже окончательно порешить со всем тем, что несовместно с делом спасения. Задумавшие спасаться и сами это видят, но расставанье с некоторыми привязанностями отлагают все до завтра. Вдруг порвать все — представляется слишком большой жертвой. Хотят отрешаться исподволь, чтоб и другим не бросалось Гал. 3, 8–12; Лк. 9, 57–62). “Никто возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.” То есть кто думает спасаться, а между тем оглядывается и на то, что должно бросить для спасения, тот не спасается, не идет, не направляется в Царствие Божие. Надобно уже окончательно порешить со всем тем, что несовместно с делом спасения. Задумавшие спасаться и сами это видят, но расставанье с некоторыми привязанностями отлагают все до завтра. Вдруг порвать все — представляется слишком большой жертвой. Хотят отрешаться исподволь, чтоб и другим не бросалось в глаза, — и всегда почти проигрывают. Заводят порядки спасительные, а сердечные расположения оставляют прежними. На первых порах несообразность очень резка: но “завтра” и обещаемое изменение их заграждает уста совести. Таким образом, все завтра да завтра, — совесть устает толковать все одно и то же и, наконец, замолкает. А тут начинают приходить мысли, что и так можно оставить. Мысли эти крепнут, а затем и навсегда устанавливаются. Образуется лицо внешне исправное, но с внутреннею неисправностию. Это раскрашенный гроб пред
06:38 28-11-2025
Евангелие дня
Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам) святого апостола Павла
( 2 Сол.,III:6-18 )
3.6 Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас,
3.7 ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,
3.8 ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, —
3.9 не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.
3.10 Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
3.11 Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.
3.12 Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.
3.13 Вы же, братия, не унывайте, делая добро.
3.14 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.
3.15 Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.
3.16 Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!
3.17 Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так:
3.18 благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
От Луки святое благовествование
( Лк.,XVI:15-18;XVII:1-4 )
16.15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.
16.16 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.
16.17 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.
16.18 Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.
17.1 Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;
17.2 лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.
17.3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
17.4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему.
Свт. Феофан Затворник
Мысли на каждый день года
1 Тим. 4, 4–8. 16; Лк. 16, 15–18. 17, 1–4). “Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, чрез кого они приходят!” Стало быть, жить с плеча, нараспашку нельзя. Надо осторожно осматриваться, как бы не соблазнить кого. Разум кичит и ни на кого не смотрит; а между тем возбуждает кругом соблазны делом, а более словом. Соблазн растет и увеличивает беду самого соблазнителя, а он того не чует и еще больше расширяется в соблазнах. Благо, что угроза Божия за соблазн здесь, на земле, почти не исполняется в чаянии исправления; это отложено до будущего суда и воздаяния; тогда только почувствуют соблазнители, сколь великое зло соблазн. Здесь же никто почти и не думает о том, соблазнит ли или не соблазнит он своими делами и речами окружающих. Два греха в очах Божиих очень великие, ни во что вменяются людьми: это — соблазн и осуждение. Соблазнителю, по слову Господа, лучше не жить; осуждающий уже осужден. Но ни тот, ни другой не помышляют об этом и даже сказать не могут, грешны ли они в чем-либо подобном. Какое, в самом деле, ослепление окружает нас и как беспечно ходим мы посреди смерти!
07:35 27-11-2025
Евангелие дня
Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам) святого апостола Павла
( 2 Сол.,II:13-III:5 )
2.13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,
2.14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.
2.15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
2.16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,
2.17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.
3.1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,
3.2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.
3.3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.
3.4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.
3.5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.
От Луки святое благовествование
( Лк.,XVI:1-9 )
16.1 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
16.2 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
16.3 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;
16.4 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
16.5 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
16.6 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
16.7 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
16.8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
16.9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
Свт. Феофан Затворник
Мысли на каждый день года
1 Тим. 3, 1–13; Лк. 16, 1–9). Притча о неправедном приставнике обличенном. Вишь как ухитрился он выпутаться из беды! Хоть бы всем нам так ухитриться устроять себе покойное житие по исходе из этой жизни! Но нет, “сыны века сего догадливее сынов света в своем роде”. Отчего приставник так всхлопотался? Оттого, что близка была беда. Близость беды возбудила энергию и сообразительность, и он скоро все уладил. А у нас будто не близка беда? Смерть может постигнуть каждую минуту, а за нею тотчас и “дай ответ в управлении твоем”. Все это знают, и, однако ж, почти никто ни с места. Что это за омрачение? То, что никто не думает сейчас умереть, а полагает, что проживет день–другой; хоть и не определяет срока, а все уверен, что смерть еще впереди. Оттого и беда видится все еще впереди. Беда впереди — и соображения на случай беды отлагаются на будущее время. Целую жизнь оставаться в неисправности никто не думает, а только отлагает на нынешний день. А так как и вся жизнь слагается из нынешних дней и часов, то и не приходит озабоченность, как устроиться на будущее.
12:19 26-11-2025
07:58 26-11-2025
Свт. Феофан Затворник
Мысли на каждый день года
1 Тим. 1, 18–20; 2, 8–15; Лк. 15, 1–10). Притча об овце заблудшей и драхме потерянной. Как велико милосердие Господа к нам грешным! Оставляет всех исправных и обращается к неисправным, чтоб их исправить; ищет их и, когда находит, Сам радуется и созывает все небо сорадоваться Ему. Как же это ищет? Разве Он не знает, где мы, отступив от Него? Знает и видит все, но если бы дело было только за тем, чтоб взять и перенести к своим, тотчас все грешники снова являлись бы в своем чине. Но надо прежде расположить к покаянию, чтобы обращение и возращение к Господу было свободное, а этого нельзя сделать повелением или каким-либо внешним распоряжением. Искание Господом грешника состоит в том, чтоб навести его на покаяние. Все вокруг его располагает Он так, чтоб грешник образумился и, увидев бездну, в которую стремится, возвратился вспять. Сюда направлены все обстоятельства жизни, все встречи с минутами горести и радости, даже слова и взгляды. И внутренние воздействия Божии чрез совесть и другие, лежащие в сердце правые чувства, никогда не прекращаются.
Сколько делается для обращения грешников на путь добродетели, а грешники все остаются грешниками!.. Мрак наводит враг, и им думается, что все ничего, пройдет; а если и вспадают тревоги, то говорят: “завтра брошу”, и остаются в прежнем положении. Так проходит день за днем; равнодушие к своему спасению растет и растет. Еще немного, и оно перейдет уже в ожесточение в грехе. Придет ли тогда обращение — кто знает