Кто такая Ирина Коваль?
Немного фактов обо мне для тех, кто недавно подписался на канал.
С 2005 г и с 2018 г онлайн, профессионально помогаю мамам и папам:
- растить детей здоровыми психологически и физически,
- понимать себя и детей,
- быть устойчивыми и уверенными родителями, воспитывать с добром и любовью, без раздражения,тревоги и вины.
В 2005 году создала семейный центр "Лесенка" в г. Тюмень, который объединил более 30 специалистов и работает по сей день. Вела авторскую школу для родителей, семинары и лекции для специалистов, печаталась в журналах, выступала на ТВ, была экспертом интернет-проектов, спикером конференций. В 2018 начала обучать родителей онлайн.
СОЗДАЛА систему экспертного воспитания
для мам, пап, педагогов и психологов, которая основана на:
1) современных и достоверных знаниях нейронаук о развитии детей,
2) доказательных современных направлениях детской психотерапии,
3) междисциплинарном подходе - система охватывает все уровни развития: мозг, психику, тело, духовность.
Это конкретные нейропсихологические, психотерапевтические и педагогические методики, то есть определённые алгоритмы действий, верно повторив которые, ЛЮБОЙ родитель получит гарантированный результат.
9 КУРСОВ (на 2025 год) в моей системе, а всего я создала 20+ КУРСОВ. И это не записанные на коленке вебинары, а полноценные текстовые уроки с теорией и практикой, тестами и заданиями, озвучкой и конспектами.
6000+ родителей прошли через мой центр и онлайн курсы и воспитание теперь приносит им покой и удовольствие. Они научились любить без попустительства и потакания, дисциплинировать без раздражения и принуждения. Дети их по-настоящему уважают, любят и прислушиваются.
0 ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ОТЗЫВОВ о моей работе, консультациях и курсах
10 ЧЕЛОВЕК в моей команде:
Управляющая, клинические психологи, нейропсихологи, юрист, методолог, дизайнер, маркетолог, технический специалист.
НАПИСАЛА 3500+ авторских статей и 1 книгу, несколько книг в процессе создания.
ПОСТОЯННО УЧУСЬ и осваиваю сложные науки о работе мозга, эпигенетике, современные подходы в психотерапии. У меня высшее психологическое образования и 14 дополнительных в области психологии детей и взрослых, нейропсихологии, оздоровления.
6 ЛЕТ уже я сертифицированный эксперт (Росстандарт).
3 ГОДА назад мой проект получил образовательную лицензию.
1000+ КНИГ по профессии в моей библиотеке, и все они прочитаны и проанализированы. Плюсом к формальному образованию, я много лет получаю неформальное, то есть самостоятельное. Книги, монографии, исследования, учебники, классика психологии и новые авторы, на русском, на английском.
МНЕ 49 ЛЕТ, с 2013 года потеряла возможность ходить. Жила и работала на коляске, а с 2021 уже не могу сидеть и тружусь лежа.
25 и 14 ЛЕТ моим детям. Родительство для меня - это радость, труд и область постоянного личностного роста.
МИССИЯ МОЕГО ОНЛАЙН ПРОЕКТА
Тружусь для того, чтобы:
- любви в семьях становилось больше,
- воспитание было спокойным, тёплым и эффективным,
- следующее поколение росло психологически здоровым и максимально адаптивным к современному миру.
С уважением, Ирина Коваль, клинический психолог, нейропсихолог детского возраста, психотерапевт, педагог, автор книг и онлайн курсов для родителей.
18:43 12-10-2025
❓Каким вы видите идеально психически здорового человека?
Всегда спокоен, доброжелателен, никогда не злится, с легкостью решает любые проблемы?
Если да, то это миф, который заставляет вас чувствовать себя неудачницей, когда вы злитесь на детей и не можете справиться с тревогой.
Психическое здоровье - это не отсутствие проблем и не олимпийское спокойствие.
Это “ментальный иммунитет”.
Физически здоровый человек не тот, кто никогда не сталкивается с вирусами. А тот, чей иммунитет умеет распознать угрозу, дать отпор и восстановиться после болезни.
➡️Так и с психическим здоровьем - человек обладает им, если:
✔️Чувствует всю палитру эмоций, но не тонет в них с головой.
✔️Умеет восстанавливаться после стресса. Знает, как поддержать себя и помочь себе, даже когда все сложно.
✔️ Понимает, принимает свои мысли и чувства, не обесценивает их.
✔️ Чувствует и уважает свои границы и границы других. Умеет просить о помощи и говорить “нет” без чувства вины.
✔️ Принимает себя со всеми достоинствами и недостатками, любит себя здоровой любовью.
Никто не рождается с таким иммунитетом. Он - результат “климата”, в котором вы выросли.
Ваша способность справляться с трудностями, понимать, поддерживать себя и выстраивать границы напрямую зависит от опыта жизни, в том числе детского:
Поддерживали вас или обесценивали?
Принимали ваши чувства или запрещали?
Были ли ваши родители эмоционально доступны или погружены в свои тревоги?
И вот вы сами стали родителем. И осознаете, что не хотите передавать детям наследство из тревог и непрожитых обид. Вы хотите создать для них другую, более здоровую среду.
Но как это сделать, если ваш собственный “ментальный иммунитет” ослаблен?
Идеального психического здоровья 24/7 не существует. Оно - не вершина, куда вы раз и навсегда взобрались.
Это путь, дорога к себе, по которой можно идти, а можно и не идти.
И если вы выбираете идти, мы готовы стать вашими проводниками.
Мы помогаем вам, опираясь на научные знания о мозге и психике:
➡️ Стать более устойчивыми, приходить в состояние равновесия после стресса, тревоги и гнева конструктивными способами. Не срываться на ребенка, какие бы эмоции вы не ощущали, а быть для него опорой.
Мы учим не “не чувствовать”, а понимать нейрофизиологию стресса и даем инструменты для саморегуляции на курсе “Точка опоры”.
➡️ Любить себя здоровой любовью без потакания и эгоизма, уметь поддержать себя в любой ситуации, а не ругать и осуждать учим на курсе “Здоровая самооценка”.
➡️ Создать благоприятную среду для своих детей, чтобы они росли в атмосфере безусловного принятия и любви.
Вы научитесь выстраивать с ребенком такие отношения, которые не ломают, а поддерживают и исцеляют его психику, на курсах “Ваш ребенок”, “Доброе воспитание” и “Исцеляющее общение”.
Заботиться о своем психическом здоровье так же нормально, как чистить зубы и есть полезную еду.
Мы не учим быть идеальными. Мы учим быть осознанными и устойчивыми.
Чтобы воспитание приносило радость, а ваши дети могли сформировать свой крепкий “ментальный иммунитет” - на всю жизнь.
18:41 12-10-2025
5 простых экспериментов, которые покажут ребенку, как работает его мозг
1. Эксперимент “Обманчивые чувства”
➡️Возьмите 3 миски. В одну налейте очень теплую, но не обжигающую воду, в другую - очень холодную, в третью - воду комнатной температуры.
Попросите ребенка одновременно опустить одну руку в теплую воду, а другую - в холодную на 30 секунд. А потом пусть сразу же опустит обе руки в миску с водой комнатной температуры.
Вода комнатной температуры одной руке покажется холодной, а другой - теплой!
💡Мозг не измеряет температуру с нуля, а сравнивает новые ощущения с предыдущими. Рецепторы руки из тепла “настроились” на жару, и комнатная вода кажется им прохладнее. А рецепторы из холода “ожидали” холод, поэтому та же вода кажется им теплее.
Наше восприятие относительно, и ему нельзя слепо доверять!
2. Эксперимент “Чья это рука?”
➡️Набейте резиновую перчатку ватой или крупами. Приготовьте две кисточки или две губки.
Пусть ребенок положит свою руку на стол так, чтобы не видеть ее, например, можно спрятать ее за коробкой. Рядом положите “резиновую” руку, чтобы ребенок ее видел.
Одновременно и синхронно гладьте кисточкой или губкой невидимую руку ребенка и резиновую руку, которую он видит.
Через 1-2 минуты у ребенка возникнет стойкое ощущение, что резиновая рука - это его собственная! Если неожиданно уколоть резиновую руку, ребенок может вздрогнуть.
💡Мозг объединяет информацию от зрения (он видит, как гладят резиновую руку) и от осязания (он чувствует прикосновения к своей руке). Если эти сигналы синхронны, мозг "переносит" ощущение собственности на видимый объект. Это показывает, как мозг создает чувство "Я" и владения телом.
3. Эксперимент “Дырявая ладонь”
➡️Сверните в трубочку лист бумаги. Попросите ребенка поднести трубочку к одному глазу и смотреть через нее вдаль, например, на стену или в окно. Пусть ребенок приставит ладонь к боковой поверхности трубки у её конца и смотрит прямо на неё вторым глазом.
Через несколько секунд в ладони появится “дырка”, через которую будет видно то, что видит глаз через трубочку! Повторите действия с другим глазом - эффект может быть немного другой. Все зависит от того, какой глаз у ребенка ведущий.
💡Это бинокулярная конкуренция. Мозг получает два разных изображения: от одного глаза - картинка вдали через трубочку, от другого - ладонь, и не может их совместить. Поэтому он “выключает” мешающую часть - и мы видим “дыру”.
Наш мозг всегда ищет самый простой способ обработать информацию.
4. Эксперимент с памятью
➡️Прочитайте ребенку короткий рассказ из 5-7 предложений. Через 10-15 минут попросите пересказать его своими словами.
Сравните его версию с оригиналом. Ребенок наверняка что-то опустит, что-то добавит или изменит порядок событий, сам того не замечая.
💡Память - это не диктофон. Мозг не хранит воспоминания целиком, а каждый раз как бы “собирает” их заново, дополняя пробелы логическими догадками. Мы запоминаем суть, а не детали. Вот почему показания свидетелей иногда так сильно различаются!
5. Эксперимент с вниманием
➡️Нарисуйте табличку (или найдите в интернете по запросу тест Струпа), где слова, обозначающие цвет, написаны другим цветом. Например, слово “красный” написано синим, а “зеленый” - желтым.
Попросите ребенка не читать слова, а называть цвета, которыми они написаны.
Это окажется трудным! Мозг будет пытаться прочитать слово, и ему придется прилагать усилия, чтобы подавить этот автоматизм.
💡Это тест Струпа. Он показывает, что происходит, когда разные области мозга (зрительная и речевая) конкурируют за ресурсы. Мозг автоматически хочет прочитать слово, и ему требуется дополнительное время и энергия, чтобы выполнить нестандартную задачу. Отличная тренировка для самоконтроля!
18:39 12-10-2025
Вы помните его забавным пухлячком с пропеллером, который вносит в скучную жизнь Малыша хаос и веселье. Вы выросли на советском мультике, где он - милый озорник.
И вот вы начинаете читать детям книгу Астрид Линдгрен, чтобы подарить ребенку ту самую сказку из детства... и понимаете, что Карлсон - не милый проказник, а мастер манипуляции и эмоционального шантажа.
➡️Он ставит Малыша в позицию виноватого, чтобы тот стремился загладить свою “вину” подарками и услугами: “Ты заставляешь меня так долго ждать! Меня, такого больного и несчастного”.
Когда Малыш сомневается в “смертельной болезни”, Карлсон обвиняет его в черствости, заставляя сомневаться в себе и своей адекватности: “Ух, какой ты гадкий! Что, я уж и захворать не могу, как все люди?”
Это классический газлайтинг - и Малыш искренне чувствует себя виноватым.
➡️Карлсон не способен учитывать интересы и чувства другого человека. Его желания - закон. Он без зазрения совести тратит все сбережения Малыша, копившиеся на собаку. Его логика проста: “Тот, кто решил стать Карлсону родной матерью, не может позволить себе роскошь иметь собаку”.
➡️Карлсон не просто лжет и обманывает. Он создает псевдологику, чтобы оправдать свои действия и всегда оставаться в выигрыше.
Например, он манипулирует правилами, чтобы конфета всегда доставалась ему.
Он устанавливает правило “кто берёт первым, всегда должен брать то, что поменьше”. Когда Малыш уступает ему право первого выбора, Карлсон тут же нарушает правило и забирает большую конфету. Его “логика” безупречна в его системе координат - раз Малыш выбрал бы меньшую, то он и получил то, что хотел.
➡️Дружба Малыша и Карлсона - по принципу “я тебе ничего, ты мне всё”. Карлсон использует Малыша как источник еды, развлечений и эмоциональной подпитки.
➡️Карлсон - это трехлетний ребенок в теле взрослого. Его желания немедленно должны быть удовлетворены, он не может отложить удовольствие и не думает о последствиях. У него несформированная эмпатия - он не считается с другими.
Некоторые исследователи утверждают, что, несмотря на неспособность дружить по-настоящему, Карлсон - “спаситель” для Малыша.
Он воплощает подавленные желания мальчика, который хочет шалить и нарушать правила. И в строгом, предсказуемом мире взрослых, где нужно быть послушным, Карлсон олицетворяет бунт, свободу, спонтанность и право быть эгоистичным.
❗️Но!
Наши дети читают книгу как историю о реальной дружбе. И благодаря веселым приключениям они могут усвоить, что так и должны выглядеть нормальные отношения между друзьями: один командует, врет и манипулирует, а второй - терпит, покрывает и обслуживает.
Мы рекомендуем читать эту книгу (как и любую другую) вместе с детьми и активно обсуждать. Задача - не очернить Карлсона, а помочь ребенку выработать внутренний "детектор" здоровой и нездоровой дружбы.
Чтобы он понимал, что настоящая дружба строится на уважении, а не на страхе быть брошенным. И на взаимности, а не на обслуживании чьих-то капризов.
Вот примерные вопросы для обсуждения:
Как ты думаешь, почему Малыш не может просто отказать Карлсону и сказать "нет"?
Что чувствует Малыш в этой ситуации? А тебе бы понравилось, если бы с тобой так поступал друг?
Как можно было бы поступить Малышу в этой ситуации?
А как бы поступил настоящий друг? Что бы он сделал по-другому?
Карлсон часто говорит: "Пустяки, дело житейское!" Все ли его поступки действительно "пустяки"?
Чтение с обсуждением - прекрасный тренажер для развития критического мышления и разговора о здоровых границах, дружбе, ответственности и так далее.
18:39 12-10-2025
18:38 12-10-2025
Не вините себя за “ямы”. Они - не провал, а часть маршрута. Без них не бывает вершин. Цените все моменты своего пути.
С точки зрения работы мозга - именно в “ямах” происходит самый мощный, глубинный рост.
Когда вы признаетесь себе “я не справляюсь” - вы включаете осознанность и даете мозгу сигнал искать новые пути.
Когда вам трудно и вы продолжаете идти - вы тренируете устойчивость и силу воли.
Цените усилие, а не только результат.
❤️Сам факт, что вы сегодня, уставшая и истощенная, просто продолжили быть мамой - уже огромная победа.
Смотрите на “ямы” как на тренировку. Каждая из них делает вас более гибкой, выносливой и мудрой.
18:36 12-10-2025
Мужчина средь бела дня попытался увести 8-летнюю девочку. Происшествие попало на камеры наблюдения. На кадрах видно, как незнакомец тянет девочку за руку, а она упирается. К счастью, это заметил прохожий и вмешался. Преступник сказал, что он отец ребенка, а девочка это отрицала. Когда подошли другие люди, мужчина отпустил девочку и скрылся.
Это случилось на прошлой неделе. Что особенно пугает - это произошло не в безлюдной подворотне, а в оживленном месте, у магазина. И первое время люди вокруг не реагировали. Преступник вел себя настолько уверенно, что мог показаться окружающим настоящим отцом, "воспитывающим" непослушного ребенка.
Что делать ребенку в такой ситуации?
Если есть возможность, отойти на безопасное расстояние и бежать в людное место.
Громко кричать “Ты не мой папа! Я тебя не знаю! Помогите!” и привлекать внимание любыми способами, можно даже разбить витрину, окно, уронить что-то.
Теперь подробнее:
✔️Учите детей громко кричать и физически сопротивляться
И одного раза тут мало. Этот навык нужно тренировать.
Многие дети стесняются громко кричать в общественных местах. Это табу нужно снять через игру. Дайте ребенку почувствовать силу своего голоса.
Выбирайтесь в лес или на дачу и учите ребенка кричать так, чтобы его было слышно издалека. Устройте соревнование: “Кто крикнет громче?”, “Кто издаст самый грозный вой, как дикий зверь?” Это снимает психологический барьер. Дома можно кричать в подушку.
✔️Учите ребенка четким фразам, которые мгновенно дадут окружающим понять суть происходящего:
"Я вас не знаю! Отстаньте!"
"Помогите! Меня уводит незнакомец!"
"Вызовите полицию! Это не мои родители!"
✔️Объясните и покажите, что можно и нужно вырываться, кусаться, царапаться, падать на землю и цепляться за что угодно. Цель - не “победить преступника”, а любыми способами усложнить похищение, привлечь внимание и вырваться.
✔️Учите детей говорить "нет" любому взрослому
Установка "взрослых нужно слушаться” - очень опасная, она может стоить ребенку жизни. И сами не требуйте от ребенка беспрекословного подчинения во всем. Позволяйте ему высказывать свое мнение и отказывать вам в чем-то.
✔️Четко объясните ребенку, с какими взрослыми он может общаться и куда-то ходить. Это очень узкий круг людей.
С остальными - нельзя.
Преступники могут быть приятными располагающими людьми, могут угощать вкусняшками, выглядеть беззащитными и просить о помощи. Расскажите, что адекватный взрослый никогда не будет обращаться за помощью к ребенку.
"Взрослые решают свои проблемы со взрослыми. Если тебя просят помочь найти собаку, пойти и показать дорогу, занести сумку в дом или машину - не вступай в разговор, не выполняй такие просьбы, сразу уходи".
“Если человек вне узкого круга доверенных взрослых говорит: “Я друг твоего папы, он послал меня забрать”, - это всегда ловушка. Настоящий друг папы позвонит ему, и папа сам обо всем расскажет”.
➡️Не стоит проводить одну "воспитательную беседу", которая только напугает ребенка. Практикуйтесь, а не запугивайте - проигрывайте сценки, меняйтесь ролями.
Цель - не вселить ужас, а чтобы в критический момент мозг ребенка вспомнил готовый алгоритм.
Простые, но отработанные до автоматизма правила могут спасти жизнь.
❤️Берегите себя и своих детей. Пусть эти знания останутся лишь теорией, которая делает вашу жизнь спокойнее.
18:34 12-10-2025
Видели рекламу курсов для родителей за 40, 50, 70 или даже 100+ тысяч? А внутри - 8 часовых вебинаров, пара созвонов и чат с куратором.
Мы с командой видим такое постоянно.
На картинке к этому посту - достаточно типичная цена курса для родителей (не нашего курса, конечно).
И нам часто задают вопрос: "Почему при такой глубине и эффективности ваши курсы так доступны?"
Поясняю.
➡️Я изучила рынок и поняла: часто цена рождается не из себестоимости, а из установки "поставь цену, в которую ты себя оцениваешь".
Это тренд. Этому учат авторов маркетологи и продюсеры онлайн курсов. Им это выгодно, потому что они получают процент от продаж курса.
В итоге любой психолог, опираясь на устаревшие теории, может "слепить" курс, к нему сувенир в подарок клиенту и обед со своей персоной - и назначить конский ценник за это. Так научили в инфобизнесе.
Я считаю этот модный уже несколько лет подход неадекватным.
Это большая беда онлайн рынка услуг, которая его может погубить.
Моя позиция: качественная психотерапия и курсы для родителей - не роскошь, а базовая необходимость.
Она должна быть доступной многим, а не богатым родителям.
Это важно, иначе следующие поколения будут так же страдать от внутренних проблем, психотравм, защитных реакций, и неосознанных поступков.
Мои курсы сделаны сверхтщательно. Каждый - это вынашивание идеи, десятки научных источников, 20 лет ежедневного опыта, многократные проверки на фокус-группах и кропотливая шлифовка.
Это качественная обратная связь от меня или клинических психологов моего проекта.
Каждый ответ - это мини-консультация с погружением в вашу ситуацию.
Это нейропсихологический подход, а не "инстаграммная психология".
По всем рыночным меркам, такой продукт должен стоить не меньше 50 тысяч, но стоит максимум 11000 или меньше.
❓Как это удается?
Сложно, конечно.
Я не использую рекламу. Все наши подписчики (здесь и почти 27 000 в нашей группе ВК) пришли к нам сами.
Я сознательно балансирую между жизнеспособностью проекта и адекватной ценой.
Если бы была реклама, курс стоил бы минимум 30 000 рублей, скорее всего больше. Но мы с командой держимся. Потому что верим в свое дело.
Да, есть последствия: наша аудитория растет не так быстро. Но для нас 2600 подписчиков - это не "всего", а "уже 2600" живых людей, которые пришли за помощью и знаниями.
Мы не гонимся за заработком любой ценой.
Мы создаем сообщество, где родители получают реальные, работающие инструменты на основе современной нейронауки. По человечной цене.
❤️С заботой о вас и ваших семьях,
Ирина Коваль и сотрудники проекта.
18:33 12-10-2025
19:30 04-10-2025
👉В начале недели в одной из школ произошла давка в гардеробе.
По словам учеников и их родителей, около тысячи детей из шести параллелей одновременно вышли из классов - образовалась толпа. Многие падали и получили травмы.
➡️Напоминаем вам правила поведения в толпе, расскажите их детям и обязательно потренируйтесь.
Жизнь непредсказуема, поэтому хорошо готовить детей к экстренным ситуациям. Это то, чем мы реально можем помочь - научить их быть самостоятельными и разумными в любой ситуации.
✔️ Не пытайтесь пробиться сквозь толпу и не стойте на месте. Двигайтесь вместе с толпой, не останавливаясь. При этом забирайте чуть-чуть в сторону, по направлению к выходу, если он есть.
✔️Не держите руки в карманах.
✔️Скрестите руки на груди, выставив локти немного вперёд и держась руками за плечи. Так, если вас сдавят, вы сможете дышать свободно.
✔️ Держитесь подальше от металлических ограждений, стен, витрин, мусорных контейнеров - всего твердого, к чему могут прижать.
✔️Аккуратно огибайте углы, столбы, любые встречные преграды. Для этого издали смотрите, что впереди.
✔️Двигаясь, поднимайте ноги как можно выше, ставьте ногу на полную стопу, не семените, не поднимайтесь на цыпочки.
✔️Если что-то уронили, ни в коем случае не наклоняйтесь, чтобы поднять.
✔️Главная задача в толпе - не упасть.
Если упали: постарайтесь как можно быстрее подняться на ноги. При этом не опирайтесь на руки (их отдавят либо сломают). Старайтесь хоть на мгновение встать на подошвы или на носки. Обретя опору, "выныривайте", резко оттолкнувшись от земли ногами.
В крайнем случае можно вцепиться мертвой хваткой в ближайшие ноги и взобраться, как обезьяны, по человеку. Понятно, что человек не будет рад, но вы успеете встать.
✔️Если началась давка, немедленно выбросьте все предметы из рук, освободитесь от шарфа и сумки на длинном ремне.
✔️Обучайте детей управлять своим поведением, несмотря на мысли и эмоции. Например, с помощью практик, которые мы даем на курсе "Точка опоры". Когда захватила паника, очень трудно оценить реально ситуацию и применить правила, которые спасут в давке.
❗️Учите детей видеть в помещении:
- аварийные и запасные выходы,
- наиболее опасные места при возникновении экстремальной ситуации.
Это, например, проходы между секторами на стадионе, стеклянные двери и перегородки в концертных залах и т.д.
Бывая с детьми в общественных местах, обсуждайте, как нужно действовать при столпотворении. Это постепенно разовьет навык автоматически сканировать и анализировать территорию на предмет безопасности.