Логотип

Умный Сахалин | ИСТОРИЯ

Нам интересна история не только Сахалинской области, но и история Дальнего Востока, а также, России в целом, поэтому посты подобного характера можно увидеть здесь.
Подписчики
818
За 24 часа
+29
06:34 13-12-2025
Участок улицы им. В. И. Ленина. Справа – здание кинотеатра «Совкино». г. Южно-Сахалинск. 1950-е гг. Фотограф В. А. Привезенцев.
10:21 12-12-2025
128 лет спустя. Вид на маяк Жонкиер, на останцы "Три сестры" и Александровский залив. Фото В. Чуйко (2025). В. Дорошевич (1897).
04:59 12-12-2025
На фото: молодожёны на площади Победы в Южно-Сахалинске. 1971 год.
Снимок сделан зимой, а так сразу и не подумаешь 😁
05:32 11-12-2025
Подборка ретрофото от подписчика
00:33 11-12-2025
Вид с первой девятиэтажки города. Южно-Сахалинск. 1983 г.

Видно начало строительства Дома Торговли и частный сектор до пересечения улиц Поповича - Дзержинского.
10:17 10-12-2025
Вокзал Сикука (Поронайска) был построен в августе 1936 года. Изначально он был тупиковым. Здание простояло до 1980-х годов, и сейчас на его месте находится автовокзал Поронайска.

Железнодорожный вокзал в советский период построили на основной ветке Южно-Сахалинск-Ноглики, в километре от старого здания.

С источника: Sakhalin_stories
05:23 10-12-2025
Город Долинск. СССР
00:32 10-12-2025
Сахалин.
Картинки на конвертах.

Если письмо было вложено в конверт с красно-синим краешком — его доставляли самолетом, но и на это уходило с неделю времени.

Если письмо было вложено в обычный конверт, то он отправлялся в далекое путешествие в почтовых вагонах, по железной дороге. И тогда ждать его можно было чуть-ли не месяц.

Прибыв в нужный город, письмо снова попадало на сортировочный пункт, а уже после этого почтальон относил его по указанному адресу и вкладывал в почтовый ящик.

Какое это замечательное чувство — получать письма!
Уже через дырочки почтового ящика было видно, что в нем лежит конверт. Ах, как хочется поскорее раскрыть его, развернуть лист и прочитать письмо!
Иногда это не просто набор строчек с сухим перечислением фактов о том, что все в порядке, а целая феерия чувств, выложенных на бумаге.
А еще, в конверт можно было вложить фотографию, и её ожидание становилось просто ожиданием праздника!
05:21 09-12-2025
Зимнее детское развлечение - катание с горки. г. Южно-Сахалинск. 1967 г. Фотограф Б. Н. Кречетов.
05:28 08-12-2025
ГОРОДСКИЕ ИСТОРИИ. Это 1968 год. Южно-Сахалинск.

Самое популярное в те годы, молодёжное кафе "Алые паруса"". Инициативу по созданию уютного места для отдыха молодёжи, поддержал директор треста столовых и ресторанов, Виктор Васильевич Василькин.

С его помощью, городские энтузиасты-комсомольцы за несколько субботников, отремонтировали старое японское здание. После этого там стали проводить самые модные вечеринки. Начиная с концертов художественной самодеятельности, выступления представителей авторской песни, что-то подобия "КВН", молодёжных свадеб и конечно же, гвоздём программы всегда были вечера танцев.
Тут же через дорогу, в тисовом сквере, где тогда в доме бывшего японского губернатора Карафуто был детский садик. Молодые люди проводили свои "разборки" за понравившуюся девушку.

К средине 70-х, не без бурной деятельности Виктора Васильевич, в Южном появились несколько вполне современных на то время ресторанов :"Турист", "Космос", "Вечер", "Спорт"... А "Алые паруса" потеряли своё былое значение.

Автор: Владимир Чуйко
01:18 08-12-2025
📸 Премьера спектакля «Белоснежка и семь гномов» в драматическом театре им. А.П. Чехова. г. Южно-Сахалинск. Декабрь 1988 г. Автор съемки М. Бугаев. @giaso. Ф. ФД. Оп. 2. Ед. хр. 637
06:47 07-12-2025
💥Залив Касатка, остров Итуруп. Именно отсюда 25 ноября 1941 года выдвинулась японская эскадра, чтобы 7 декабря атаковать американский Перл-Харбор. До возвращения Курильских островов России оставалось менее четырех лет.
02:22 07-12-2025
📸 Соревнования по лыжным гонкам зоны Дальнего Востока и Сибири. г. Южно-Сахалинск. Январь 1962 г. Автор съемки не уточнен. @giaso. Ф. ФД. Оп. 2. Ед. хр. 362-1
07:20 06-12-2025
〰📍Открытка из комплекта "Ночной Южно-Сахалинск".
Банк «Долинск».
(~2000-е)
Фото В. Калыгина.
10:03 05-12-2025
Из истории Карафуто Тэцудо

📍Полное название: Карафуто Тэцудо кабусики гайся (樺太鐵道󠄁株式會社󠄁), Акционерное общество «Железная дорога Карафуто».
📍Краткое название: Кабатэцу (樺鉄).
📍Штаб-квартира: Карафуто, Сакаэхама-гун, Отиай-тё, территория Хон-дори.
📍Основана: 10 апреля 1923 г.
📍Ликвидирована: 31 марта 1941 г. (выкуплена губернаторством Карафуто).
📍Президенты компании:
💼Масаясу Окудайра (1923–1934),
💼Гиндзиро Фудзивара (1934–1939),
💼Кикудзиро Такасима (1939–1941).

Предпосылки создания
🏗 Строительство бумажных заводов в Сиритори (Макаров) и Сисуке (Поронайск) компанией «Нихон Кагаму Сирё» рассматривалось администрацией Карафуто положительно, так как предполагалось увеличение доходов от лесозаготовок. Однако, послевоенный экономический кризис 1920 года омрачил планы по строительству новых заводов. Тогда «Нихон Кагаму Сирё» обратилась к администрации Карафуто с предложением:
«Мы не можем строить заводы без железной дороги. Если бы была железная дорога, мы сами построили бы заводы.»
💴 Из-за финансовых трудностей администрация Карафуто предложила предоставить субсидию в размере 8% годовых на 10 лет после завершения строительства (впоследствии узаконено как «Закон о субсидиях местным железным дорогам Карафуто»), и компания приняла это предложение. Однако одной компании было не под силу реализовать проект, поэтому она обратилась за поддержкой к компаниям «Одзи Сэйси» и «Карафуто Когё». Хотя эти две компании практически не имели связи с восточным побережьем, они согласились на сотрудничество, рассчитывая на будущее использование лесных ресурсов региона.

🧰 Распределение акций было следующим: 55% – «Нихон Кагаму Сирё», а оставшиеся 45% – у компаний «Одзи Сэйси» и «Карафуто Когё» и других. Однако после того, как в июне 1922 года компания «Нихон Кагаму Сирё» была поглощена «Фудзи Сэйси», её участие в управлении перешло к последней. Кроме того, в 1921 году компания «Карафуто Когё» отказалась от инвестиций в железную дорогу из-за того, что её заводы в Томари и Маоке (Холмск) были уничтожены пожарами.

Строительство
🚥На момент основания компании была получена лицензия на строительство железной дороги от станции Сакаэхама (Стародубское) до деревни Сикука (Поронайск) протяжённостью 144,5 мили (232,55 км). Однако движение на север от Сакаэхама потребовало бы большого обхода из-за устья реки Найбути. Кроме того, учитывая, что в Отиай находился завод компании «Фудзи Сэйси», было принято решение изменить начальную точку маршрута на станцию Отиай. В ответ на это деревня Сакаэхама выразила протест и направила прошение в Управление по колонизации. Однако вопрос дошёл до Кабинета министров, так как управление заявило:
«Поскольку Сакаэхама и Отиай являются отдельными населёнными пунктами, губернатор не имеет полномочий вынести решение».
В итоге было издано распоряжение определить участок от Отиай (Долинск) до Аихама (Советское) в качестве первой очереди строительства.

📆 Участки строительства железной дороги:
1-й участок: Отиай (Долинск) → Аихама (Советское)
2-й участок: Аихама (Советское) → Тикахоро (Тихая)
3-й участок: Тикахоро (Тихая) → Мотодомари (Восточный)
4-й участок: Мотодомари (Восточный) → Сиритори (Макаров).
Открытие: 20.11.1927
5-й участок: Сиритори (Макаров) → Минами-Ниитой (Новое).
Открытие: 03.11.1930
6-й участок: Минами-Ниитой (Новое) → Сикука (Поронайск).
Открытие: 30.08.1936

Источник: ТГ канал dolinskhistory (Холодная Долина)
🎞 Фото: станция Отиай (Долинск), 1937 г.
05:01 05-12-2025
Село Взморье 1958 год. Праздник русской зимы 🌨❄
Фото с юга. Слева сейчас кафе, а справа труба и море.
05:26 04-12-2025
Южно-Сахалинск.
1973–1974.
Аэроснимок.
00:29 04-12-2025
Вид на пост Александровский в 1924 году.
10:29 03-12-2025
Узкоколейная железная дорога Тымовск-Александровск, мост в с. Арково
Сахалинская область, не ранее июля 1944 года
Фотография из фондов историко-литературного музея «А.П. Чехов и Сахалин»
**********
После поражения Российской империи в Русско-японской войне 1904-1905 гг. остров Сахалин был поделён по 50-й параллели — южная часть отошла Японии, а Северный Сахалин остался русским. В 1920-1925 гг. Япония оккупировала ещё и северную часть уже советского Сахалина. За эту пятилетку японцы много чего успели, спеша освоить богатейшие островные ресурсы. Среди прочего они построили узкоколейку, соединившую в 1922 году западное побережье (село Корсаковка возле города Александровска) с Тымовской долиной (центральная часть острова). В 1925 году японская оккупация Северного Сахалина закончилась и дорога исчезла, но идея этой ж/д возродилась уже в 1940-х годах.

6 августа 1942 года было принято постановление «О строительстве железной дороги Александровск – Дербинск» (современные г. Александровск-Сахалинский и п.г.т Тымовское). Дорога необходима была прежде всего для военных целей и должна была способствовать укреплению обороноспособности, ну и строить её поручили военным. Для этого была создана рабочая колонна №2020, которая комплектовалась нарушителями воинской дисциплины, членами семей врагов Родины, немцами по национальности (на острове кого только не было) и непригодными к строевой службе. Условия труда в этой рабочей колонне были исключительно тяжелейшие, зафиксированы случаи не только дезертирства, но и самоубийств...

Из-за очень большого объёма работ сил специально созданной колонны не хватало, поэтому к строительству привлекли заключённых (пятое отделение Дальлага), гражданские предприятия и военных из полевых частей.

С большой задержкой относительно намеченных сроков дорога была введена в эксплуатацию. Точнее, в июле 1944 года начал работу первый участок ж/д от Дербинска до села Арково, а вторая очередь — от Арково до Александровска так и не была построена. Военно-полевая железная дорога №5 (ВПЖД-5), как и планировалось, работала преимущественно на военные нужды.

Самым сложным участком являлся перевал через Камышовый хребет. Здесь от Арково состав состоял всего из четырёх вагонеток, больше затянуть в сопки не получалось. А уже в долине на станции Армудан добавляли ещё четыре вагонетки и поезд шёл дальше до конечной в село Дербинское. На фотографии как раз видно, что в составе всего четыре небольших вагонетки. Основные виды грузов: в долину — стройматериалы, уголь, зерно; из долины в Арково — в основном сельхозпродукция. На побережье возле Арково имелся причал, от которого катера и баржи с грузами уходили дальше на север.

После войны военных на Сахалине стало существенно меньше, им эта дорога оказалась уже не нужна, как не нужна она оказалась и гражданским железнодорожникам... Сейчас от неё остались лишь фрагментированные участки насыпи.

Информация взята из книги доктора исторических наук Александра Ивановича Костанова - «Самая восточная дорога России».

P.S. Фотография официально подписана так: «Узкоколейка Тымовск - Александровск. Мост в п. Арково. Начало 1930-х гг.», но это не правильно. Всё-таки годы явно не тридцатые, ведь дорога начала работать существенно позже, да и Тымовск (Тымовское) получит такое название только в 1949 году, так что, вероятно на фотографии поезд движется в пока ещё село Дербинское.

С источника: ДВ +
05:26 03-12-2025
Перспектива проспекта Победы. На переднем плане – площадь Победы и мемориальный комплекс в честь освобождения Южного Сахалина и Курильских островов. г. Южно-Сахалинск. 1975 г. Фотограф О. Галушко.
08:10 02-12-2025
Панорама 2 микрорайона. 1997 г. Южно-Сахалинск.
Снизу слева здание гостиницы "Сахалин", справа Дом быта.
Автор: В.Титов
Источник: Снимок из фотоальбома "Острова притяжения" 1997 г.
05:16 02-12-2025
Южно-Сахалинск. Дом на углу ул. Ленина и Библиотечного пр-да. 1961–1963.
01:11 02-12-2025
📸 Таксидермист В.И. Васильев. г. Южно-Сахалинск. 1980 г. Автор съемки Б.Н. Кречетов. @giaso. Ф. ФД. Оп. 18. Ед. хр. 656
05:12 01-12-2025
ГОРОДСКИЕ ИСТОРИИ

Перед вами на снимке, практически уже 100-летней давности, лыжная база на склоне Холма Восходящего солнца. Сегодня это средняя площадка «Горного воздуха» на горе Большевик. Здание лыжной базы, после двух пожаров, в несколько перестроенном виде, существует и сегодня. На втором плане видны 50-ти и 70-ти метровые трамплины для прыжков. Склоны горы полностью без леса. Вернее, маленькие саженцы ели ещё не видны из под снежного покрова.

К этой, без преувеличения экологической катастрофе привела корысть. Во время интервенции в 1919-1920 годах, японцы в большом количестве завезли большое количество леса, спиленного в Сибирско-Дальневосточных территориях. С партиями этого леса, окрестные территории Тойохара пострадали от нашествия сибирского шелкопряда. Необходимо отдать должное, японцы провели энергичную борьбу против этой экологической эпидемии. Хвойные леса, а именно хвоя излюбленное лакомство шелкопряда, были ликвидированы. И был высажен новый лес, который украсил окрестности Южно-Сахалинска.

Один из столпов немецкой философии, Георг Гегель как-то изрёк широко известную фразу: «История повторяется дважды, сначала в виде трагедии, потом в виде фарса»
Автор: Владимир Чуйко
01:34 01-12-2025
📸 Легкоатлетический забег на аллеях городского парка культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина. г. Южно-Сахалинск. 1980 г. Автор съемки Б.Н. Кречетов. @giaso. Ф. ФД. Оп. 18. Ед. хр. 644
06:58 30-11-2025
Губернатор Сахалинской области Иван Малахов на открытии выставки "Сахалинская область. Ресурсы. Потенциал" в центре Международной торговли на Красной Пресне. 30 ноября 2004 г.
Автор: Сергей Пятаков
Источник: РИА Новости
06:30 29-11-2025
Улица Сахалинская. Комбинат бытового обслуживания "Восток" и универмаг "Сахалин". 1970-е.
10:23 28-11-2025
Труба крейсера «Новик» была передана министром военно-морского флота Японии и установлена в качестве военного трофея вместе с пушкой в храме Карафуто Дзиндзя (в районе «леоновской» дачи). После строительства храма Гококу Дзиндзя (сейчас на этом месте находится городская больница) трубу перенесли туда. После войны храм снесли, а трубу сдали в металлолом.

Как же она попала с затопленного экипажем «Новика» на рейде Корсакова в Тоехару? Всё просто. Русский экипаж затопил «Новик» в августе 1904 года. В 1905 году юг Сахалина перешёл к Японии. Уже в 1906 году японцы подняли крейсер и ввели в строй под названием «Судзуя» (в честь реки Сусуя на Сахалине). Он прослужит у них до 1913 года. Многочисленные следы попаданий на трубе были получены от крейсера «Титосэ», который расстреливал выступающие из воды части «Новика» на следующий день после затопления.
Источник: Sakhalin_stories
05:27 28-11-2025
Белый мост в г. Александровске-Сахалинском.
Год съемки: 1937
Источник: СОКМ КП-4992/3
Период: Северный Сахалин: 1925 - 1945 гг
05:50 27-11-2025
Вид на целлюлозно-бумажную фабрику и город Одомари

Год съемки: 1930 г.

Источник: University Hakodate - Digital Archives Center
Период: Губернаторство Карафуто: 1905 - 1945 гг
01:37 27-11-2025
📸 Праздничная демонстрация трудящихся на площади им. В.И. Ленина. г. Южно-Сахалинск. 7 ноября 1985 г. Автор съемки С.Р. Агличеев. @giaso. Ф. ФД. Оп. 16. Ед. хр. 71
00:27 27-11-2025
Южно-Сахалинск. Улица Сахалинская. 1990 год.
Фото 2: 2023 (От Владислава Полехина)
10:23 26-11-2025
Те, кто посещал Дворец пионеров во времена СССР, непременно лазили по пустому постаменту на пригорке перед входом во Дворец. Поросший тисами и кустарником пригорок облагородили и установили на нём памятник Андрею Первозванному в 2000 году. Но совсем позабыто прошлое этого местечка. Раньше на этом постаменте стоял памятник Сталину, а вокруг располагался парк ДОСА, имевший даже свой фонтан. Парк был огорожен и находился напротив Дома офицеров (бывшего здания мужской гимназии Тоехары). А нынешний Коммунистический проспект в то время назывался улицей Сталина.

Источник: Sakhalin_stories
05:08 26-11-2025
Площадь Ленина в г. Южно-Сахалинске

Год съемки: 1980 г.
03:46 26-11-2025
Обоз на дороге через Мицулёвку. 1905 год.

Источник: Национальная парламентская библиотека Японии.
03:46 26-11-2025
Вид проспекта Победы в западном направлении.
Снято с телевышки на территории телерадиоцентра. 1970 год.

Автор: Владимир Андреевич Привезенцев.

Источник: ГИАСО
03:44 26-11-2025
Представляю вашему вниманию здание Универмага Эдокко в Тоёхара (江戸ッ子豊原本店).

Это трехэтажное здание построили в честь визита принца-регента Хирохито в 1925 г. Архитектором выступил Гото Танэсукэ. «Эдокко» с японского языка можно перевести как «дитя Эдо» (старое название Токио, которое, вероятно, отсылает к особенностям одноименного периода японской истории).

Монументальное на вид здание универмага было на самом деле деревянным, а поверх сделали имитацию гранита. По другим данным здание было железобетонным. На крыше находилась купольная башенка.

Владельцем универмага являлся Тэрасава Дайсабуро. Внутри располагались магазины товаров галантереи. В годы депрессии годов Сёва (с 1931 г.) часть бизнеса была сокращена.

Впоследствии универмаг разорился, а в его здании в 1939-1941 гг. разместилось городское управление полиции. С началом советского периода в 1945 г. в нём устроилось УВД Сахоблисполкома.

Здание сгорит в 1974 г.
Источник: shirakaba_kai