Южный экспортный коридор: морской порт, железные дороги и грузопоток – интервью с Юрием Саввиным
- В новом выпуске "Промкаста" мы говорим с Юрием Саввиным, директором по логистике и управлению коммерческой цепочкой поставок ОТЭКО – оператора нефтеналивного и навалочного морских терминалов в Тамани.
- Обсуждаем, что происходит с логистикой на юге России – говорим о дефиците железнодорожной инфраструктуры, как повысить пропускную ёмкость коридора, и какие назрели изменения в правилах сотрудничества отправителей, перевозчиков и портов.
Почему терминалы в Тамани оказались под двойным давлением и как ОТЭКО справляется с этим. А так же о перспективах южного транспортного коридора и растущих экспортных рынках.
"Промкаст" – видеопроект Издательского дома "Новые отраслевые медиа", который развивает более 30 узкоспециализированных Telegram-каналов о ключевых секторах экономики – от добывающей и обрабатывающей промышленности до сельского хозяйства, от фарминдустрии до строительства и ритейла.
В выпуске:
01:46 "Между двух огней": как развиваться в кризис
03:55 Дефицит железнодорожной инфраструктуры в южном транспортном коридоре
05:50 Перспективные направления экспорта
07:08 Улучшение качества управления инфраструктурой – организация, планирование и соблюдение правил
11:25 Как удовлетворить все заявки на перевозку
25:38 Альтернатива системе штрафов
32:00 Профицит полувагонов: как избыток подвижного состава забил сеть
36:17 Новые номенклатуры: удобрения, железорудное сырьё, сельскохозяйственные грузы
43:11 Перспективы угольной отрасли
49:15 Перевозка контейнеров в полувагонах
51:43 Зима как высокий сезон для наливных грузов
55:56 Негативный прогноз для портовой инфраструктуры
Выпуски "Промкаста" на других платформах:
VK Видео
Rutube
YouTube
Яндекс Музыка
18:10 12-12-2025
ЕС защищается пошлинами от посылок из Китая
С июля 2026 года Евросоюз вводит временный сбор в размере €3 на небольшие посылки. Цель - ограничить приток внешних отправлений, поступающих в основном от китайских ритейлеров, таких как Shein и Temu.
Через 2 года мера станет постоянной таможенной пошлиной. В прошлом месяце министры финансов ЕС договорились отменить правило, позволявшее товарам стоимостью до €150 ввозиться без таможенных пошлин.
С 2023 по 2024 год количество посылок e-commerce из Китая стоимостью менее €150 выросло более чем вдвое - с 1,9 млрд до 4,2 млрд. Это составило 91% от всех таких посылок, поступивших в ЕС в 2024 году.
Стефани Лозе, министр финансов Дании:
Мы хотим более справедливых условий конкуренции, поскольку этот беспошлинный импорт создаёт проблемы для европейских компаний.
Ларс Клингбайль, министр финансов Германии:
Мы видим, как всё больше барахла заполняет наш рынок, которое не соответствует стандартам качества, не соответствует стандартам защиты потребителей, не соответствует экологическим стандартам, а также создаёт дешёвую конкуренцию. Поэтому хорошо, что мы сейчас также вмешиваемся на уровне ЕС и что всё это реализуется быстро.
Ролан Лескюр, министр финансов Франции:
Эти посылки - нечестная конкуренция для традиционной торговли, которая платит налоги. Процесс должен включать единовременный налог на небольшие посылки.
После недавнего визита в Китай президент Франции Эмманюэль Макрон заявил, что Евросоюз может в ближайшее время ввести пошлины на китайскую продукцию в случае отсутствия реакции Пекина на торговые разногласия.
Я сказал им, что если они не отреагируют, мы, европейцы, будем вынуждены в самом ближайшем будущем принять жёсткие меры и выйти из сотрудничества, как это сделали США, например, ввести пошлины на китайскую продукцию.
16:31 12-12-2025
На этой неделе руководство "Железных дорог Якутии" провело встречу с представителями крупного машиностроительного бизнеса Китая.
Китайским партнёрам было предложено рассмотреть возможности поставок локомотивов и специализированной железнодорожной техники, использующей СПГ в качестве топлива.
Странная инициатива - открывать рынок для китайских производителей при наличии своих собственных.
На пространстве 1520 такую технику должны поставлять только российские заводы. Среднюю Азию мы уже проигрываем, но, как минимум, российские железные дороги должны застолбить для ТМХ и "Синары".
13:53 12-12-2025
По данным Объединения вагоностроителей, за 11 месяцев производство грузовых вагонов снизилось на 28%, до 48,5 тыс. единиц.
Динамика по видам подвижного состава:
Полувагоны - 19,7 тыс. (-25%)
Цистерны - 16,5 тыс. (+44%)
Фитинговые платформы - 4,96 тыс. (-14%)
Хопперы - 3,3 тыс. (-81%)
Крытые вагоны - 3,3 тыс. (-36%)
На инновационные вагоны приходится треть общего выпуска. Их производство снизилось на 17%, до 16,1 тыс. единиц. В основном это полувагоны - 13,4 тыс. (+19%). Отрицательную динамику обеспечил обвал в сегменте хопперов - в 10 раз.
11:35 12-12-2025
Морские порты, январь-ноябрь
За 10 месяцев объёмы перевалки снизились на 0,9%, до 808,7 млн тонн.
Общий грузооборот
-Сухие грузы - 403,7 млн тонн (-0,9%)
-Наливные грузы - 405 млн тонн (-0,7%)
-Экспорт - 635,6 млн тонн (-1,3%)
-Импорт - 37,7 млн тонн (-3,5%)
-Транзит - 66,9 млн тонн (+12,1%)
-Каботаж - 35,7 млн тонн (-10,9%)
Основные бассейны:
-Балтийский - 247,8 млн тонн (-1,3%)
-Азово-Черноморский - 242,7 млн тонн (-4,7%)
-Дальневосточный - 230,2 млн тонн (+6,5%)
ТОП-10 портов:
-️Новороссийск - 153,9 млн тонн (+1,3%)
-️Усть-Луга - 119,8 млн тонн (-2,7%)
-Восточный - 77,5 млн тонн (-2,9%)
-Приморск - 57,7 млн тонн (+2,8%)
-Большой порт Санкт-Петербург - 50,1 млн тонн (+3,3%)
-️Мурманск - 43,5 млн тонн (-8,7%)
-️Владивосток – 37,9 млн тонн (+10,8%)
-️Ванино - 37,5 млн т (+41,4%)
-️Сабетта - 26,6 млн тонн (+0,1%)
-Тамань - 26,5 млн тонн (+3,1%)
Контейнерооборот
Всего - 4,85 млн TEU (-4,2%)
-Дальневосточный бассейн - 2,1 млн TEU (-13%)
-Балтийский бассейн - 1,56 млн TEU (+5%)
-Азово-Черноморский бассейн - 1 млн TEU (+5%)
Данные: АСОП, InfraNews
09:56 12-12-2025
Сергей Авсейков, исполнительный директор ассоциации операторов ж/д контейнерных перевозок (ЕСП), рассказал о взаимодействии с РЖД:
- Контейнеры едут лучше, чем условный "среднесетевой" груз. За 11 месяцев общая погрузка на сети РЖД снизилась на 5,6%, погрузка контейнеров - на 3,9%.
- РЖД инициировали проект по внедрению технологий ИИ для управления парком порожних вагонов. В качестве пилотного направления выбраны фитинговые платформы.
- Объёмы невостребованного парка растут. Чтобы освободить пути от временно неиспользуемых вагонов, один из операторов внедрил на ЗСЖД технологию трёхъярусного хранения фитинговых платформ на специально подготовленных площадках.
Масштабирование этой практики по всей сети позволит увеличить ёмкости складирования на ограниченной территории и создать резерв вагонов, готовых к быстрому выводу на сеть. Сейчас ЕСП прорабатывает этот вопрос с РЖД.
- С июля вышли на согласование месячных объёмов и наряд-заказов до 23-го числа месяца, предшествующего планируемому. Кроме того, тестируется квартальное планирование, что позволяет операторам заранее формировать грузовую базу и не проваливать первые декады месяцев.
- Прогнозы: рост в следующем году можно будет зафиксировать не раньше второго полугодия. Рост в 2027 году будет однозначно.
18:10 11-12-2025
Коллапс из-за «инвестиционных» вагонов.
Для «Промкаста» (проекта ИД НОМ, куда входит и «Грузопоток») мы записали интервью с директором по логистике и управлению коммерческой цепочкой поставок крупнейшего транспортно-логистического холдинга ОТЭКО Юрием Саввиным.
Мы обсудили забюрократизированность системы и проблему излишне жестких правил в железнодорожной отрасли. На примере прошлогоднего коллапса, когда на сети возник профицит полувагонов, спровоцированный не только падением грузооборота, но и массовой покупкой вагонов в качестве инвестиционного актива без четкого понимания их дальнейшей работы. В результате тысячи таких «бесхозных» вагонов хлынули на пути крупного портового терминала, фактически превратив его в стоянку и препятствуя профильной деятельности.
А ещё – о том, что происходит с логистикой на юге России, почему терминалы в Тамани оказались под двойным давлением – падения угольной отрасли и ограничений на экспорт нефтепродуктов, – и как компании удаётся расти даже в таких условиях.
Полный выпуск «Промкаста» с Юрием Саввиным мы опубликуем в субботу.
15:36 11-12-2025
Рынок pLTE вырос на 75% в 2025 году
Справочно: pLTE - это частные мобильные сети, принадлежащие конкретной компании, а не телеком-оператору. Например, такие проекты реализуются в портах или логистических центрах, т.к. обладают рядом преимуществ: безопасность (данные не идут через публичные сети), надёжность (сеть работает, даже если у оператора проблемы) и т.д.
Теперь к конкретным цифрам на российском рынке:
Лидеры рынка
По данным Telecom Daily, первое место у МТС с долей рынка 43%. С момента появления первых сетей pLTE в 2018 году и до ноября 2025 года оператор запустил 69 коммерческих и пилотных проектов.
Далее идут Мегафон (56 проектов, 35%) и Ростелеком (7 проектов, 4%).
В текущем году МТС закрепила своё лидерство, запустив наибольшее число проектов - 19 и обеспечив себе долю рынка в 45%, пишет Ъ.
Тренды рынка
- ️Ужесточение госрегулирования и переход к национальной технологической базе (рост спроса на российские решения).
- Рост господдержки и включение pLTE в цифровую трансформацию отраслей.
- ️Рынок смещается от "просто сети" к платформенным решениям - интеграция с ИИ и аналитикой на периферии (Edge AI + LTE).
Это актуально для транспортной отрасли, где pLTE помогает обеспечивать видеонаблюдение, распознавание, предиктивную аналитику.
- ️Переход от pLTE к p5G - сети становятся платформой для запуска новых индустриальных сценариев. Например, для логистики это означает больше возможностей в сегменте автоматизированного транспорта.
- Рост числа небольших заказчиков - рынок смещается от крупных предприятий к среднему бизнесу, логистике. SaaS позволяет подключиться к PLTE-сети и получить необходимый функционал без капвложений в собственную ИТ-команду и эксплуатацию.
14:31 11-12-2025
В CORE.XP проанализировали рынок складов и земельных участков под склады в Московском регионе (2019-2025 гг.):
- Средняя стоимость 1 га земли под складскую застройку увеличилась вдвое, до 39 млн рублей.
- Стоимость земли под склады в зоне ЦКАД выросла в 3,5 раза.
- Наиболее высокая стоимость земли - на Киевском и Минском шоссе, где отмечается дефицит предложения. Следом идёт Ленинградское шоссе - за счет кластера вокруг аэропорта Шереметьево.
- Арендные ставки на качественные склады выросли в 3 раза - с 3,9 тыс. до 11,8 тыс. руб./кв. м/год.
- Разрыв между направлениями в Подмосковье сокращается: разница ставок аренды снизилась с 18% до 8,5%.
Строительство ЦКАД позволило сократить время в пути до Москвы (появилась возможность объехать участки с затрудненным движением по другим трассам). Это выровняло ставки аренды, т.е. позволило менее удачно расположенным объектам увеличить ставки дополнительно к среднему росту на рынке.
14:07 11-12-2025
Убытки литовских автоперевозчиков, вызванные арестом их фур в Белоруссии, оцениваются в €100 млн.
Такую цифру привёл президент ассоциации грузоперевозчиков Литвы "Линава" Эрландас Микенас. По его данным, в соседнем государстве заблокировано 1,25 тыс. тягачей и до 4 тыс. прицепов.
Сумма убытков, очевидно, складывается из платы за стоянку, штрафов и упущенной выгоды от незаключённых за время простоя контрактов.
Вчера участники ассоциации протестовали у здания парламента в Вильнюсе, обвиняя власти в неэффективности предпринимаемых мер. Литва, напомним, границу открыла ещё 20 ноября (её закрытие было поводом для запрета выезда грузовиков), но Минск по-прежнему непреклонен.
Позицию литовского бизнеса озвучил Микенас:
Если цель правительства Литовской Республики состоит в том, чтобы передать Польше многолетнюю работу, проделанную Литвой в качестве транзитной страны (перевозчикам и логистам это удалось), мы с радостью это сделаем. Литовские бизнесмены инвестировали в терминалы, построили их, а теперь терминалы пустуют или товары не движутся. Если это цель правительства, то мы успешно движемся в этом направлении, поздравляю вас.
09:32 11-12-2025
Очередное нападение на танкер в Чёрном море
Примерно в 90 милях южнее Феодосии безэкипажными катерами атакован танкер Dashan под флагом Гамбии, находящийся под санкциями по причине участия в перевозках российской нефти.
Степень повреждений пока неясна. По сообщению телеграм-канала "Рыбарь", во время нападения над западной акваторией Чёрного моря действовал британский самолет-разведчик.
18:28 10-12-2025
Бизнес просит Михаила Мишустина не повышать тариф "Платона"
Руководители 16 отраслевых объединений обратились к председателю правительства с просьбой временно заморозить ежегодную индексацию тарифа системы "Платон". Об этом сообщается на сайте Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков.
В письме отмечается, что очередное повышение тарифа в начале следующего года, а также поэтапная отмена льготного коэффициента произойдут одновременно с увеличением налоговой нагрузки и других обязательных расходов.
Напомним, правительство решило повысить понижающий коэффициент с 1 марта 2026 года - с 0,51 до 0,75, а с 1 февраля 2028 года его отменят полностью. По оценкам автоперевозчиков, это увеличит платёж в системе "Платон" на 1 рубль за пройденный километр и может привести к увеличению ставок на 2,5%.
15:00 10-12-2025
И ещё самое интересное из интервью Дениса Назарова, директора по закупкам и логистике ведущего производителя цемента АО "ЦЕМРОС":
О проблемах с согласованием заявок на перевозку
Факт принятия заявки на перевозку не является гарантией отправки вагона грузоотправителям. Я, имея на руках согласованную ГУ-12, не могу быть на 100% уверен, что ко мне под эту перевозку будет заадресован порожний вагон, что впоследствии системы ДМЗИ и СКПП разрешат мне отправку этого вагона.
Повысить эффективность работы на сети можно за счёт более гибкого, дифференцированного подхода к регулированию перевозок. Сейчас же РЖД, сталкиваясь с некоторой проблемой, часто рубят с плеча, усугубляя ситуацию.
Пример - борьба с порожняком. РЖД запретили выводить из отстоя вагон раньше, чем через 3 месяца. Ситуация: на пути грузоотправителя в отстой приехало 100 вагонов. Если появляется дополнительный заказ, то вместо того, чтобы взять эти вагоны из отстоя, нужно заадресовать к себе новые порожние вагоны.
Другой пример - стремясь снизить количество полувагонов на сети, РЖД ужесточили требования к ремонту почти всех основных видов вагонов. Но если у полувагонов действительно профицит, то есть другие виды подвижного состава, которые рассчитаны точно под потребности отраслей. В результате вагоны отставляются и не ремонтируются и в 2025-2026 гг. отрасль потеряет около 17% парка цементовозов.
Об уходе грузов с железной дороги
РЖД проигрывают войну автотранспорту, в т.ч. ценовую. В части цемента и строительных материалов ситуация сложилась просто драматическая. С 2021 года рост стоимости доставки цемента ж/д транспортом составил 76%, а автомобильным - 40%.
Если во времена СССР доля перевозок цемента железной дорогой составляла более 80%, то по итогам октября она составила всего 36%. Сегодня автомобильные поставки цемента уже преобладают даже в Сибири и на Дальнем Востоке, традиционно "железнодорожных" регионах.
За последние 18 лет более 200 млн тонн только цемента ушло на автотранспорт, это примерно 20% от годовой погрузки РЖД! Есть целые цементные заводы, которые целиком отказались от работы с железной дорогой и законсервировали свои железнодорожные цеха.
Скидок от РЖД нет
РЖД дают скидки только для прибыльных грузов. Строительные грузы для РЖД таковыми не являются. Политика вроде бы логичная, но в долгосрочной перспективе у неё будут негативные последствия:
РЖД будут терять перевозки низкодоходных грузов: это и стройматериалы, и промсырье. Эти грузы будут уходить, а затратная часть РЖД будет распределяться постоянно на всё меньшее и меньшее количество грузовой базы. Для оставшихся грузов тарифы будут расти, и эта грузовая база с течением времени точно также будет становиться для РЖД убыточной. Иначе говоря, невозможность предоставить скидку для тех грузов, которые являются формально убыточными, приведёт к усыханию грузовой базы РЖД.
Кроме того, дополнительные расходы возникнут у бюджета РФ:
Государство в конечном итоге потратит в разы больше, если все эти массовые грузы хлынут на дороги, и мы будем их восстанавливать и ремонтировать. По оценкам Минтранса ущерб от сверхнормативной загрузки дорог грузовиками составляет более 700 млрд рублей в год. При этом тарифные решения по сохранению текущего уровня тарифной нагрузки на железной дороге для стройматериалов "стоят" в несколько десятков раз дешевле.
09:31 10-12-2025
За 9 месяцев из десяти крупнейших сегментов нового бизнеса в лизинге сразу девять показали существенное снижение.
Больше всего потерял сегмент грузовиков - более 0,5 трлн рублей (-67%). Его доля в общем объёме рынка снизилась с 49% до 47%. Сегмент железнодорожной техники просел на 275 млрд рублей (-56,5%).
Основные причины отрицательной динамики: объёмы грузоперевозок снижаются, а ставка ЦБ ещё слишком высока.
17:28 09-12-2025
Китайская линия COSCO подписала с China State Shipbuilding Corporation крупнейший контракт в истории судостроительной отрасли Китая:
Стоимость заказа - $7 млрд
Окончательная цена может измениться по мере реализации проектов.
Количество судов - 87
Среди упомянутых типов судов - сверхбольшие контейнеровозы, балкеры и нефтяные танкеры, а также зерновозы, многоцелевые суда для перевозки тяжеловесных грузов, танкеры MR, суда ро-ро и небольшие контейнеровозы.
По срокам строительства конкретных данных нет.
Судя по новостям, планы у COSCO грандиозные. В этом году группа уже заказала 82 контейнеровоза общей вместимостью 1,1 млн TEU, 48 балкеров, из которых 25 - типа Capesize, и 6 сверхбольших танкеров.
Глобальные линии, у которых вместимость контейнерного флота превышает 1 млн TEU:
1. MSC - 7,1 млн TEU
2. Maersk - 4,6 млн TEU
3. CMA CGM - 4,1 млн TEU
4. COSCO - 3,6 млн TEU
5. Hapag-Lloyd - 2,4 млн TEU
6. ONE - 2 млн TEU
7. Evergreen - 1,9 млн TEU
8. HMM - 1 млн TEU
14:38 09-12-2025
По данным НАПИ, с ноября 2024 по ноябрь 2025 года существенно снизилась средняя цена прицепов и полуприцепов:
- ️Новые полуприцепы - на 18,6%
- ️Подержанные полуприцепы - на 16,6%
- ️Новые прицепы - на 19,9%,
- ️Подержанные полуприцепы - на 14%
13:06 09-12-2025
Ещё несколько цифр рынка оперирования вагонами:
- За 9 месяцев погрузка ТОП-30 операторов снизилась на 6,9% относительно 2024 года и на 11,2% относительно 2023-го.
- Сильнее всего показатели упали у Федеральной грузовой компании (РЖД) - на 30,3%, до 54,3 млн тонн. Лидер рейтинга, Первая грузовая компания, увеличила погрузку на 3,2%, до 98,8 млн тонн.
- Парк, не задействованный в перевозках, увеличился в 2,5 раза, до 175,7 тыс. единиц.
- Количество неисправных вагонов выросло на 31,5%, до 127,2 тыс. единиц. Число капремонтов сократилось - стоимость кратно выросла, поэтому операторы экономят, просто отставляя неисправный парк от движения.
Эксперты прогнозируют, что следующий год будет ещё сложнее, вероятно самым сложным за всю историю операторского бизнеса.
Главный вызов - значительная часть парка в отстое, плата за который на основных магистралях доходит до 1 тыс. рублей за вагон в сутки.
Кроме того, растут тарифы РЖД. Помимо базовой индексации с 1 декабря на 10%, с 1 января второй год подряд будет проиндексирована плата за порожний пробег на 10%. Обычно операторы перекладывают эти расходы на грузовладельцев, но в текущем году так сделать не удалось, что привело к росту убытков и снижению рентабельности.
В 2023-2024 гг. операторы получили рекордные доходы, но после выплаты 355,3 млрд рублей дивидендов (это в 1,5 раза больше чистой прибыли за 2024 год) финансового резерва для покрытия убытков у них нет.
09:44 09-12-2025
В ассоциации "АвтоГрузЭкс" оценили, как увеличение понижающего коэффициента для тарифа "Платона" повлияет на рост ставок на грузоперевозки.
При повышении коэффициента с 0,51 до 0,75 и плановой индексации тарифа на 9,5% по аналогии с 2025 годом стоимость километра пробега вырастет более чем на 1 рубль. Это может привести к увеличению ставок на 2,5%.
Средний рост тарифов перевозчиков в 2026 году (с учётом повышения налоговой нагрузки, топливных и ремонтных затрат) оценивается в 15-18%.
09:43 09-12-2025
Коллапс IT-инфраструктуры ПЭК, произошедший во второй половине ноября, может стать не просто техническим сбоем, а полноценным кризисом для компании.
По подсчетам "Ленты", основанным на данных о выручке ПЭК, за 5 дней полной остановки работы оператор мог потерять около 50 млн рублей, а с учётом того, что последствия сбоя растянулись почти на две недели, совокупные потери, по версии издания, могут составить и 150 млн рублей. На фоне того, что размер прибыли за прошлый год - всего 15,4 млн рублей, суммы огромные.
При этом возникает масса потенциальных рисков: от исков клиентов и партнёров до расторжения контрактов. И в любом случае ПЭК столкнулся с колоссальными репутационными потерями. Клиенты до сих пор обсуждают, имела ли место утечка данных.
16:14 08-12-2025
Валера санкций не боится
По данным Bloomberg, СПГ-завод Газпрома на Балтике "Портовая СПГ" осуществил первую поставку в Китай после введения санкций США в январе.
Что характерно, перевозка была осуществлена судном Valera (ранее - "Великий Новгород" Совкомфлота), которое также находится под американскими ограничениями. В конце октября оно загрузило партию с терминала "Портовой", а сегодня прибыло на терминал Бэйхэй в китайском порту Тешань.
14:46 08-12-2025
За 11 месяцев перевозки контейнеров по железным дорогам снизились на 3,9%, до 6,91 млн TEU.
Всего перевезли 73,1 млн тонн различных грузов.
В РЖД отмечают рост экспорта - на 8,9%, до 1,63 млн TEU. Положительная динамика достигнута за счёт прироста погрузки бумаги, зерновых и нефтяных грузов.
13:10 08-12-2025
Совместное исследование Яндекса и "Яков и партнеры": только треть компаний (32%) ожидают снижения фонда оплаты труда за счёт внедрения ИИ.
Наиболее высоко эффект снижения затрат на ФОТ оценили респонденты из транспортно-логистической отрасли и FMCG - по 57%, химии и нефтехимии (50%), наиболее низко - в строительстве и недвижимости (12%), а также в e-commerce, медицине и здравоохранении (по 14%).
Как показывает практика, компании не готовы снижать планы по найму или оптимизировать число сотрудников для получения реального финансового эффекта на ФОТ. Вместо этого высвободившееся время сотрудников используют для решения новых задач, способствующих росту бизнеса.
10:37 08-12-2025
Рынок страхования грузов снижается вслед за рынком грузоперевозок
Если в 2022-2024 гг. темпы роста были двузначными (в среднем - более 30% за год), то в 2025 году динамика резко просела.
По данным ЦБ, за 9 месяцев объём сборов увеличился всего на 0,7%, до 37,4 млрд рублей. Для сравнения: в сегменте страхования имущества юрлиц рост составил 12%, имущества физлиц - 9,5%.
Эксперты и участники рынка объясняют сокращением объёма перевозок и изменением структуры страхуемых грузов: страхуются преимущественно дорогостоящие грузы, а мелкие перевозки уходят в сегмент низкого риска или остаются незастрахованными.
В то же время страхование грузоперевозок остается привлекательным за счёт низкого уровня убыточности - оно наиболее предсказуемо, т.к. полис приобретается для конкретной перевозки и время реализации риска меньше, чем в других видах, где полис действует минимум год.
На этом фоне обостряется конкуренция. Лидеры прошлого года ("Ингосстрах", "АльфаСтрахование", "Ренессанс Страхование") снизили привлечение премий на десятки процентов, а сборы менее крупных игроков сегмента ("Баланс Страхование", "Сбербанк страхование", АСТК) показали значительный рост, порой в несколько раз.
10:36 08-12-2025
Институциональные инвесторы поддерживают спрос на складском рынке
Складской рынок в этом году проходит стадию охлаждения. По оценкам IBC Real Estate, за 11 месяцев вложения в этот сегмент снизились на 18%, до 160 млрд рублей. В Nikoliers считают, что в этом году объём сделок в регионах может сократиться более чем вдвое, до 950 тыс. кв. м.
В то же время инвесторы сохраняют интерес к качественным объектам, и основным драйвером рынка сейчас являются ЗПИФы.
В сентябре появилась информация, что УК "Современные фонды недвижимости" (до 2022 года контролировалась Сбербанком) может заключить потенциальную сделку года - купить 118 тыс. кв. м в подмосковном логопарке "NK парк Домодедово-2". Цена - 10-15 млрд рублей.
Сейчас источники "Коммерсанта" говорят о переговорах УК СФН и NK Group по ещё одному крупному объекту - 104 тыс. кв. м в "NK Park Ростов-на-Дону" (арендатор - Ozon). Здесь стоимость оценивается в 7-11 млрд рублей, и в случае подписания это будет крупнейшая инвестиционная сделка года на региональном рынке.
16:06 07-12-2025
Севморпуть коварен. Вызволение судна из ледового плена.
Теплоход "Мыс Флора" судоходной компании Eco Shipping возвращается в Архангельск из Восточно-Сибирского моря.
12:21 06-12-2025
Что такое судно длиной 304,8 м (1 тыс. футов) - наглядно.
Работает этот балкер (уже 44 года) на североамериканских озёрах и реках.
18:28 05-12-2025
Суровый арктический урбанизм.
Чукотка. Певек. И атомный ледокол "Сибирь".
14:04 05-12-2025
На рынке лизинга грузовиков признаки оживления
По данным Объединенной лизинговой ассоциации (ОЛА), в IV квартале лизинговые компании зафиксировали рост объёма реализации грузовой техники после волны её возвратов в течение года.
Это может свидетельствовать о частичном восстановлении рынка автомобильных грузоперевозок. В ассоциации "АвтоГрузЭкс" сообщили, что к началу декабря тарифы на перевозку выросли в среднем на 13,4% по отношению к октябрю, до 74,7 рублей за километр.
В "ВТБ Лизинг" отмечают "устойчивое" превышение продаж над изъятиями техники и оживление спроса на неё со стороны операторов грузоперевозок. За октябрь-ноябрь реализовано около 900 единиц техники, объём изъятий - в 2,5 раза меньше.
"Волна массовых возвратов, пик которой пришёлся на I квартал 2025 года, идёт на спад и по динамике сопоставима с показателями I квартала 2024 года. Если текущие темпы сохранятся, то по итогам второго полугодия изъятий будет в 1,5 раза меньше, чем в первом".
По оценкам НАПИ и ОЛА, за 9 месяцев лизинг грузовых автомобилей сократился на 51,6%, до 37,3 тыс. единиц. За этот же период объём изъятия достиг 52 тыс. единиц.
Прогноз ОЛА: в I квартале 2026 года совокупный размер стока лизинговых компаний сократится более чем вдвое - с 20 до 8-10 тыс. единиц техники.
Цифры от "Автостата": в ноябре регистрации новых тяжёлых грузовиков сократились на 46% (в октябре - на 55%). Это самый хороший месячный результат в текущем году, начиная с февраля. Результат за 11 месяцев - спад на 56%, до 41,8 тыс. единиц.
11:36 05-12-2025
Транспортно-логистическая группа "Монополия" допустила технический дефолт по погашению облигаций объёмом 260 млн рублей.
В качестве причины неисполнения обязательств указана недостаточность оборотных средств на дату выплаты. Компания разместила бумаги в декабре 2024 года.
АО "Монополия" - цифровая логистическая платформа для организации крупнотоннажных автомобильных грузоперевозок. В 2024 году к сервису было подключено 3,5 тыс. грузовладельцев и около 80 тыс. грузовиков.
Финансовые показатели говорят сами за себя:
- ️2024
Выручка - 60,2 млрд рублей (+15%).
Чистый убыток - 3,4 млрд рублей (против прибыли 3,9 млрд годом ранее).
- ️1П2025
Выручка - 24,1 млрд рублей (-18,5%).
Чистый убыток - 3,2 млрд рублей (спад в 2,4 раза).
В апреле РБК писал, что "ВИМ Инвестиции" (бывшая "дочка" ВТБ) намерена сделать из "Монополии" аналог "Яндекс Такси" в сегменте грузоперевозок, вложив в платформу порядка 3-5 млрд рублей.
Тогда мы эту новость прокомментировали:
Свежо предание. Попыток освоить рынок грузовых автоперевозок через его цифровизацию было много, разных проектов хватает, но пока никто не смог похвастаться результатами.
10:16 05-12-2025
Украинские дроны атаковали морской порт Темрюк.
Сообщение Оперативного штаба Краснодарского края:
Из-за атаки БПЛА киевского режима повреждены элементы портовой инфраструктуры в Темрюке. Произошло возгорание... Для тушения пожара привлечены 32 специалиста и 8 единиц техники... По предварительной информации пострадавших нет, персонал эвакуирован.
В начале лета в порту ввели в эксплуатацию акваторию морского терминала по перегрузке нефтепродуктов. В рамках второго этапа его строительства было проведено дноуглубление, что обеспечило возможность швартовки у причалов № 1 и № 2.
Инвестор - ООО "Темрюкмортранс". Цель проекта - экспорт нефтепродуктов в страны Черноморского и Средиземноморского бассейнов, а также обеспечение каботажных перевозок. Запланированная мощность терминала - более 2 млн тонн в год.
18:17 04-12-2025
В Дубае проходит 34-е Пленарное заседание КСТП, Международного Координационного совета по трансъевразийским перевозкам, которое посетил наш корреспондент.
Делимся с вами инфографикой. Первые две - к выступлению главы РЖД и председателя КСТП Олега Белозёрова. Последняя - к выступлению его зама, Сергея Павлова.
Железнодорожные перевозки в сообщении Россия - Китай
В 2019-2024 гг. объёмы выросли в 2,1 раза, с 84 до 176 млн тонн. За 10 месяцев 2025 года - на 6,8%. Основу грузопотока составляет российский экспорт - на него приходится 87% грузов.
Ключевой транспортный коридор - Восточный полигон. В 2021-2024 гг. его пропускная способность увеличилась со 144 до 180 млн тонн.
Динамика перевозок по МТК "Север - Юг"
В 2024 году перевозки контейнеров выросли в 2,6 раза, с 2,78 до 7,15 тыс. TEU, за 10 месяцев 2025 года - на 68%, до 8,86 тыс. TEU.
В тоннах динамика не столь выразительная - с 11,1 млн тонн в 2019 году до 12 млн тонн в 2024 году.
РЖД и DP World договорились развивать совместный контейнерный сервис на восточном маршруте МТК "Север - Юг", привлекая грузоотправителей из Южной Азии и Африки.
Прогноз по контейнерному рынку
Сергей Павлов отметил устойчивый многолетний рост глобальных перевозок (в I полугодии на 4,5%, до 93,5 млн TEU). В 2025 году ожидается 195-200 млн TEU. Прогноз на 2035 год - 240-260 млн TEU.
Прогноз по перевозкам РЖД - рост с 8 до 10 млн TEU. Маловато будет(с).
16:29 04-12-2025
Удобрения остаются одним из немногих грузов, растущих на железной дороге (+4,5%) при общем снижении погрузки. Это отражается и на результатах операторов.
За 11 месяцев "Национальная транспортная компания" увеличила экспортные перевозки на 12,5% - в направлении портов и погранпереходов отправлено 8,1 млн тонн.
Всего за январь-ноябрь НТК перевезла 11,12 млн тонн. Это на 3,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля минеральных удобрений в общем грузообороте компании составила 9,7%.
13:58 04-12-2025
Первая отправка пшеницы из Красноярского края во Вьетнам в контейнерах. Объём партии - 90 TEU общим весом более 2 тыс. тонн. Оператор - FESCO.
Из Красноярска во Владивосток контейнеры доставили регулярным ж/д сервисом Группы. Сейчас они на терминале ВМТП, откуда регулярным морским сервисом будут отправлены во вьетнамский порт Хайфон. Ожидаемый срок всей интермодальной перевозки - 21 день.
У FESCO развитая логистика с Вьетнамом: 13 судозаходов в месяц, а также прямые железнодорожные перевозки (см. карту). Транзитное время - 40-44 дня (3 раза в месяц).
10:40 04-12-2025
Ассоциация "Промжелдортранс" проанализировала состояние дел на железной дороге в ноябре:
- Всего на сети РЖД находилось 1,4 млн вагонов.
- Рабочий парк - 82% (252 тыс. вагонов не были задействованы в грузоперевозках).
Для сравнения: рабочий парк в ноябре 2023 года - 86,7%, в ноябре 2024 года - 87,2%.
- Наибольшая доля в структуре парка - у полувагонов (47%).
Прирост к началу года - 9,5 тыс. единиц (+1,1 тыс. к октябрю). Общий парк вырос на 17,3 тыс. единиц.
- В ноябре РЖД ввели 200 ограничений погрузки грузов - это самый низкий показатель за весь 2025 год (показатель снижается с мая).
Всего за 11 месяцев введено 2,9 тыс. ограничений. Это на 83,1% больше, чем в 2024 году, и в 2,1 раза больше, чем в 2023-м.
10:39 04-12-2025
Размер самого сбора (ставки) в проекте приказа не указан в абсолютных или относительных величинах, приводится только планируемый суммарный объём поступлений.
В текущем году эти поступления ожидаются на уровне 8 млрд рублей. План на 2027 год - 13,5 млрд рублей, на 2028-й - 14,7 млрд рублей.
Инвестсбор взимается Росморпортом в 13 морских портах: Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Высоцк, Мурманск, Ванино, Владивосток, Восточный, Находка, Де-Кастри, Пригородное, Новороссийск, Туапсе.
Две недели назад в ведомстве заявили, что расширение этого перечня, а также введение на морском транспорте новых сборов не планируются.
Инвестсбор был введён в 2021 году. Его цель - финансирование строительства и реконструкции объектов инфраструктуры морских портов, находящихся в федеральной собственности.
19:18 03-12-2025
Рынок спецтехники в России переживает цифровую перестройку – интервью директора направления «Спецтехника» в Авито Тимура Осипова «Ведомостям».
Рынок спецтехники в России адаптируется к текущим экономическим условиям, и главный тренд в этом процессе – цифровизация.
“На нашей платформе мы комплексно помогаем отрасли идти к этому будущему, предоставляя цифровую инфраструктуру, внедряя новые технологии и развивая инструменты аналитики и верификации”, - отметил Тимур Осипов в своем интервью.
Одним из таких инструментов стал бейдж “С господдержкой”, который отмечает на платформе технику, участвующую в программе субсидирования от Минпромторга России. Тимур Осипов отметил, что в настоящий момент на платформе уже промаркировано порядка 2000 подобных объявлений.
Эти и другие меры поддержки производителей обсуждались на отраслевой конференции “Дело Спецтехники”, в рамках которой эксперты платформы обсудили не только технологические форматы в сотрудничества в отрасли, но коснулись тем инфраструктурных облигаций и дилерского лизинга совместно с представителями Минпромторга России и Центрального Банка РФ.
18:20 03-12-2025
ТМХ выбывает из уравнения Группы "Дело"
Покупка "Трансмашхолдингом" пакета Группы, принадлежащего Росатому (49%), отменяется.
Комментарий совладельца Группы (50%) Сергея Шишкарёва:
Росатом не договорился с ТМХ по стоимости, но стороны могут в будущем вернуться за стол переговоров при более благоприятной рыночной конъюнктуре.
По его словам, акционеры Группы (т.е. Росатом и он сам) сейчас озадачены подбором новой кандидатуры на пост генерального директора управляющей компании. Рассматривается сразу три кандидата.
Судя по предыдущим позитивным комментариям Шишкарёва, ему и Росатому удалось прийти к некому взаимовыгодному решению по дальнейшему развитию контейнерного бизнеса в рамках партнёрства.
Предположим, именно поэтому (а не из-за разногласий в цене) сделка Росатома с ТМХ не состоялась. Сейчас на согласовании в ФАС находится покупка Шишкарёвым ранее проданного ТМХ 1% акций Группы.
О каком сценарии может идти речь, т.е. каким образом активы Группы "Дело" и FESCO уживутся вместе под одной крышей Росатома, возможно станет известно после того, как согласуют нового гендира УК "Дело".
16:24 03-12-2025
Поздравляем всех причастных с Днём атомного ледокольного флота!
66 лет назад, 3 декабря 1959 года, был поднят государственный флаг на первом в мире атомном ледоколе "Ленин" (сейчас переоборудован в музей). А сегодня у "Росатомфлота" в строю 8 атомоходов и ещё четыре строятся.
На видео - ночная ледокольная проводка грузового судна "на усах".
14:47 03-12-2025
Счётная палата проверила стройки Минтранса
Аудиторы изучили работу в 2021-2025 гг. подведомственного министерству ФКУ "Ространсмодернизация", которое с 2022 года выполняет функции госзаказчика по строительству и реконструкции транспортной инфраструктуры.
Проверялись расходы по трём госпрограммам (108 объектов), на которые из бюджета было выделено 311 млрд рублей.
По 66 госконтрактам (55 объектов) завершение строительства перенесено на срок от 5 месяцев до 6 лет. Максимальный срок переноса работ (11 лет) - у Мурманского транспортного узла (с 2015 года на декабрь 2026 года).
Основные причины просрочек:
- Низкое качество проектной документации, которую приходилось неоднократно корректировать.
Это привело к удорожанию 44 объектов. Правительство направило из резервного фонда на их дофинансирование 23,4 млрд рублей. При этом требования к проектировщикам о возмещении ущерба не направлялись.
- ️Недостаточные темпы производства работ.
- Банкротство подрядных организаций.
Счётной палатой установлены факты перевода 25,3 млрд рублей, направленных контрагентам первого и второго платежного уровня, деятельность которых связана с юрлицами, "непосредственно проводящими подозрительные операции по обналичиванию и выводу денежных средств за рубеж, а также по иным основаниям".
Также получена информация о высокорискованных операциях (перечислении средств в пользу организаций, созданных под контракты, а также ликвидированных, выдаче беспроцентных займов) и закупкам по завышенным ценам на общую сумму более 2,4 млрд рублей.
Елена Бойцова, аудитор Счётной палаты:
В целом выявленные нарушения и недостатки свидетельствуют о недостаточно экономном использовании бюджетных средств, некачественном планировании расходов, а также указывают на наличие резервов снижения цен на работы в рамках контрактов.
12:50 03-12-2025
Правительство намерено отказаться от строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали.
Идее строительства такой дороги много лет. Проект участка Нижневартовск - Белый Яр - Усть-Илимск (порядка 1,9 тыс. км) упоминался в стратегиях развития ж/д транспорта и Дальнего Востока конца нулевых. Рассмотреть вопрос её строительства президент поручил два года назад.
Участок Таштагол - Урумчи предполагает создание нового входа в Китай через 55-километровый отрезок российско-китайской границы на Алтае, между Казахстаном и Монголией. Из-за сложного рельефа рассматривались два варианта: строительство под Алтаем двух тоннелей, российского и китайского (очень дорого), и строительство железной дороги на эстакадах.
Причина отказа от проекта - его высокая стоимость. Сумма озвучивается заоблачная - 50 трлн рублей. Создаётся ощущение, что кто-то напутал с нулями - это больше, чем расходы бюджета РФ в текущем году. Если железная дорога стоит таких денег, зачем вообще обсуждать её строительство.
Севсиб в любом случае нужен, считает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин, поскольку без этой дороги невозможно будет привлечь на Севморпуть значительную часть грузовой базы - грузов из Кузбасса, Хакасии, с Урала... Иначе СМП не будет должным образом обеспечен транспортной инфраструктурой.
.
Зачем тратить годовой бюджет России на строительство железной дороги в Арктику, если за меньшие на порядок суммы можно построить БАМ-3 и Транссиб-2? У Севморпути есть своя грузовая база: СПГ, нефть, уголь Таймыра. Строить в Арктике железные дороги и порты, чтобы вывозить через них уголь Кузбасса - абсурд.
17:13 02-12-2025
Осмотр подводной части приходящих из-за рубежа судов станет обязанностью стивидоров.
Морское судоходство всё более небезопасно, а в российских портах уже происходили опасные инциденты. Вспомним, например, взрывы в машинном отделении на танкере Koala в Усть-Луге.
В июле президент подписал указ о согласовании с ФСБ захода судов из иностранных портов в российские. Теперь правительство уточнило этот порядок:
- В течение часа после получения уведомления о заходе судна капитан порта должен доложить об этом ФСБ, предоставив информацию о последних десяти портах, куда заходило судно.
- Далее в течение 48 часов сотрудники ФСБ принимают решение о согласовании разрешения на заход, об отказе или о необходимости осмотра подводной части судна.
- Ответственность за организацию осмотра возлагается на оператора портового терминала. Он, в свою очередь, вправе требовать компенсации расходов от судовладельца.
- Осмотр осуществляется с использованием водолазов и технических средств, "обеспечивающих полную и достоверную проверку подводной части судна на предмет наличия или отсутствия подозрительных предметов или взрывных устройств".
По данным Росморречфлота, в прошлом году иностранные суда совершили 26,7 тыс. заходов в порты РФ, в т.ч.:
- в Новороссийск - 4,36 тыс.
- ️во Владивосток - 3 тыс.
- ️в Усть-Лугу - 2,75 тыс.
- в Большой порт Санкт-Петербург - 2,57 тыс.
- ️в Восточный - 1,67 тыс.
- ️в Находку - 1,6 тыс.
- ️в Туапсе - 1,27 тыс.
- ️в Приморск - 822
- в Тамань - 556
- ️в Мурманск - 544
- ️в Ванино - 508
По данным "Коммерсанта", средняя цена за осмотр составляет 300 тыс. рублей, а в отдельных портах доходит до 1 млн рублей. При этом не так критична сумма, как необходимость обеспечить ритмичную работу, включая доступность средств осуществления осмотра и водолазов.
Пока официальной реакции от стивидоров не было.
14:28 02-12-2025
ВТБ: к 2030 году погрузка на сети РЖД вырастет на 120 млн тонн
Пока погрузка РЖД остаётся в отрицательной зоне, с 16-го инвестиционного форума ВТБ "РОССИЯ ЗОВЁТ!" поступают позитивные новости. Аналитики банка предсказывают через 5 лет рост объёмов на 120 млн тонн относительно плановых показателей текущего года - до 1,2 млрд тонн.
Рассмотрим этот прогноз в разрезе ключевых грузов:
- Уголь - на фоне снижения объёмов добычи и экспорта погрузка будет сокращаться и к 2030 году составит около 300 млн тонн, а доля в общем объёме перевозок снизится на 5 п.п. - до 24%.
- Нефтепродукты - погрузка увеличится с ожидаемых в этом году 194 млн тонн до 222 млн тонн за счёт восстановления объёмов переработки нефти на НПЗ и улучшения внешней конъюнктуры для экспортёров.
- Промышленные грузы, грузы в контейнерах - совокупная доля в общем объёме погрузки увеличится с 14% до 16%.
Аналитики ВТБ ставят на трансформацию грузовой базы - уголь будет свои позиции терять, а товары, связанные с обрабатывающей промышленностью, наоборот, усиливать.
11:37 02-12-2025
Очередное нападение на танкер в Чёрном море. В этот раз на судно под российским флагом - танкер Midvolga 2 с грузом подсолнечного масла.
По предварительным данным, атака беспилотников произошла в 80 милях от побережья Турции. Никто из 13 человек экипажа не пострадал, двигатели работают и судно следует в сторону турецкого Синопа.
Красное море передаёт эстафету Чёрному. Только здесь источник террористической угрозы - не воинственное арабское племя, а целое государство, опирающееся на международную поддержку.
09:42 02-12-2025
Французская линия CMA CGM планирует запустить в январе контейнерный сервис на маршруте Индия - Россия.
Ранее сообщалось о намерении оператора возобновить судозаходы в Большой порт Санкт-Петербург в рамках сервиса Finland Express, соединяющего порты Германии, Финляндии и Прибалтики. Но тогда первый рейс так и не состоялся. В итоге сейчас предлагаются грузовые места на сервисе Baltic Express Line, который связывает Санкт-Петербург с Роттердамом.
Во всех случаях задействуется азиатский бренд группы - CNC Line. Очевидно, для подстраховки на случай возможных санкционных рисков. Французы держат нос по ветру - пока ещё боятся, но уже почувствовали ветер перемен.
Российские операторы уже давно заявляют о необходимости протекционистских мер на случай возвращения глобальных линий, выдерживать конкуренцию с которыми будет крайне затруднительно. Но от государства пока никаких сигналов не поступает. Как бы Минтрансу не пришлось потом действовать впопыхах.
18:27 01-12-2025
ВТБ: государственно-частное партнёрство обеспечит 29 трлн рублей для инфраструктуры
В преддверии 16-го Инвестиционного форума ВТБ "РОССИЯ ЗОВЕТ!" аналитики из ВТБ Инфраструктурный Холдинг опубликовали доклад "Концессии и госзаказ: стимулы, возможности и сценарии инфраструктурного развития".
Содержание документа посвящено исследованию темы ГЧП - ключевые преимущества инструментов, потенциал их использования для отраслей и сценарии развития инфраструктуры до 2040 года.
- Доля капитальных затрат в рамках концессий и ГЧП в общих расходах строительства ежегодно возрастает. До пандемии она составляла 3,5% (322 млрд руб.), в 2024 году достигла 6% (1 трлн руб.), а в следующие годы приблизится к 8-9% (1,6-1,8 трлн руб.).
- Самая высокая оценка потенциала применения ГЧП-инструментов среди инфраструктурных объектов - у автомобильных дорог (8,8 балла из 10), среди отраслей - у транспорта (6,8 балла).
- Из-за инфляции строительство инфраструктуры дорожает на 6-8% в год. С помощью инструментов ГЧП проекты выгоднее запускать раньше - чтобы быстрее получать от их реализации положительные эффекты: рост налоговых отчислений и инвестиции в смежные проекты.
Виталий Сергейчук, член правления ВТБ:
Применение ГЧП-инструментов позитивно влияет на увеличение ВВП, занятость, объём налоговых отчислений, уровень развития инфраструктуры и инвестиционную привлекательность территорий. Такие инструменты позволяют наиболее полно раскрыть потенциал институциональных инвесторов, госбанков, госкомпаний и других участников рынка в финансировании отрасли и реализации новых масштабных проектов.
- В ближайшие 15 лет применение инструментов ГЧП при создании или реконструкции инфраструктурных объектов привлечёт 29 трлн рублей инвестиций. При этом возможны три основных сценария развития инфраструктуры (см. инфографику).
С полной версией аналитического обзора можно ознакомиться на сайте ВТБ Инфраструктурный Холдинг
14:41 01-12-2025
"Аэрофлот" отчитался по МСФО за 9 месяцев. Выручка от грузоперевозок снизилась на 3,3%, до 22,5 млрд рублей, при том, что объёмы перевозок сократились на 11,3%.
Для сравнения: общая выручка выросла на 6,3%, до 676,5 млрд рублей.
14:40 01-12-2025
В ноябре погрузка на сети РЖД снизилась всего на 1,5%, до 94,2 млн тонн. Если не брать октябрь (+0,1%), это лучший показатель за год:
- Январь - 1,8%
- Февраль - 9,3% (среднесуточное - 6%)
- Март - 7,2%
- Апрель - 8,6%
- Май - 9,4%
- Июнь - 9,2%
- Июль - 5,4%
- Август - 5,4%
- Сентябрь - 3,3%
Спад за 11 месяцев - 5,6%, до 1,02 млрд тонн. Постепенно отставание от прошлогодних объёмов уменьшается: погрузка за 7 месяцев сократилась на 7,3%, за 8 месяцев - на 7,1%, за 9 месяцев - на 6,7%, за 10 месяцев - на 6%.
В монополии выделили грузы, сокращение перевозок которых (из-за внешних факторов) повлияло на итоговый результат:
- Уголь - 296,8 млн тонн (-1,5%).
- Нефть и нефтепродукты - 179,6 млн тонн (-5,2%)*.
- Строительные грузы - 92,8 млн тонн (-11%).
- Чёрные металлы - 46,3 млн тонн (-17,4%).
* В связи с ремонтами на НПЗ.
09:58 01-12-2025
История с литовскими фурами, задержанными в Белоруссии после того, как Литва в одностороннем порядке перекрыла границу, продолжается.
В ночь на 20 ноября (на 10 дней раньше, чем планировалось) литовские власти возобновили работу пунктов пропуска, но Минск не стал выпускать грузовики и потребовал провести переговоры на дипломатическом уровне. Вильнюс отказался и теперь пишет жалобы в Европейскую комиссию.
Министерство иностранных дел и министерство транспорта просят помочь вернуть застрявший в Белоруссии автотранспорт - чтобы уже Евросоюз официально потребовал "полного и безоговорочного освобождения европейских перевозчиков и их активов, незаконно удерживаемых на белорусской стороне".
Одновременно с этим предлагается ввести новые санкции против Белоруссии, в т.ч. в отношении чиновников, которые, по мнению литовских властей, ответственны за запуск через границу аэростатов с контрабандными сигаретами (что, по официальной версии Вильнюса, послужило поводом для закрытия границы).
Грозить санкциями Минску, точнее выпрашивать их у Брюсселя - не лучший способ пытаться вернуть более тысячи грузовиков (за каждый день стоянки которых их владельцам ещё придётся заплатить). Но горбатого могила исправит.
19:56 30-11-2025
На уходящей неделе Северное сияние щедро украшало акватории арктических морей.
На первой фотографии - балкер в Баренцевом море, на второй - дельта Енисея (Карское море) от экипажа сухогруза "Мыс Желания", на третьей - Восточно-Сибирское море с борта атомного ледокола "50 лет Победы".
#ЛучшаяРаботаВМире
14:39 30-11-2025
В НАПИ сравнили стоимость владения грузовиками, работающими на дизеле и газе (КПГ).
Для примера взяли седельный тягач SITRAK C7H, приобретённый в лизинг юрлицом, эксплуатирующим его в Москве. Срок владения автомобилем - 5 лет. Среднегодовой пробег - 200 тыс. км.
При покупке тягач на газе дороже на 3,1 млн рублей. Но в эксплуатации тягач на КПГ дешевле на 2 млн рублей в год.